Считается ли верующим человек, который отвергает один из атрибутов Аллаха? Ответ Абу Ханифы
Ученик:
– Клянусь, ты говоришь правду. Однако почему неверие неверующих одинаково, даже если их поклонение бывает разным и даже если его бывает много? Так же и вера тех, кто находится на небе, и вера тех, кто находится на земле; несмотря на то, что ангелы более возвышены в своих обязанностях, почему наши веры одинаковы?
Правда ли, что вера человека подобна вере посланников и ангелов? Ответ имама Абу Ханифы
Ученый:
– Обязательства, предписанные ангелам, отличаются от обязательств, предписанных людям. Предписания ангелов и общин, живших до нас, отличаются от наших предписаний. Но что касается веры, то она у всех одинакова – и у ангелов, и у тех, что жили до нас, и у нас. Ведь все мы засвидетельствовали веру в Аллаха и поклоняемся только Ему.
Так же и с неверующими, их неверие и отрицание у всех одинаково, но они различаются в поклонении. К примеру, если вы спросите у иудея, кому он поклоняется, он ответит, что Аллаху. Но если вы спросите у него об Аллахе, то он скажет, что у Аллаха есть сын Узеир. В этом случае он не является верующим в Аллаха.
Если вы спросите у христианина, кому он поклоняется, то он ответит, что Аллаху. Но если вы спросите у него об Аллахе, то он скажет, что он тот, кто находился в теле Исы и чреве Марьям, то есть является сущностью, которая может уместиться где-то или войти во что-то. В этом случае он не является верующим в Аллаха.
Если вы спросите у огнепоклонника, кому он поклоняется, он ответит, что Аллаху. Но если вы спросите у него об Аллахе, то он скажет, что у Аллаха есть подобие, сотоварищи, супруги и дети. В этом случае он не является верующим в Аллаха.
И неверие, и отрицание своего Господа у всех этих людей одинаково. Хотя они различаются в своем поклонении. К примеру, скажем, есть три человека. Один из них заявляет, что существует белая жемчужина, подобия которой нет на земле. А немногим позже этот человек достает одну черную изюминку и клянется, что это – жемчужина. Он вступает в спор с остальными.
Второй же заявляет, что у него есть белая жемчужина, подобия которой нет на земле, и достает айву, затем клянется, что это – жемчужина. Он тоже начинает спорить с остальными. А третий заявляет, что у него есть жемчужина, которой нет подобия на земле, и достает кусочек глины. Он так же клянется, что это – жемчужина, вступая в спор с остальными.
Всех этих людей объединяет незнание того, что такое жемчужина. Несмотря на то, что каждый из них описывает жемчужину по-своему, никто и представления не имеет о жемчужине. Так же и ты по тому, как они описывают своего Господа и как поклоняются, можешь определить, что они не поклоняются Аллаху. Потому что они описывают двух или трех разных богов, которым поклоняются. А ты же описываешь им единого Аллаха. В этом случае твое поклонение отличается от их поклонения, а их поклонение отличается от твоего.
Потому в Священном Коране говорится: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я» («Аль-Кафирун / Неверующие», 109:1-3).
Из книги «5 трудов имама Агзама»