Опьяняющие напитки и азартные игры: разбираем суру Бакара
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ كَذَلِكَ يُبيِّنُ اللّهُ لَكُمُ الآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ (219)
«У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы». Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)». Таким образом (в виде ответов на ваши вопросы) Аллах объясняет вам Свои аяты, чтобы вы размышляли» (Бакара, 219).
Вахиди говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении Умара ибнуль-Хаттаба, Муаза ибн Джабаля и группы ансаров. Они пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха ﷺ! Дай нам заключение, касающееся вина и азартных игр. Одно из них лишает рассудка, а другое лишает имущества». И тогда был ниспослан этот аят» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/111].
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по своей цепочке от Абдуллаха ибн Умара, сообщается: «По поводу опьяняющих напитков Аллах Всевышний ниспослал три аята. Первым из них был ниспослан аят «У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх…». После ниспослания этого аята некоторые люди сказали: «Опьяняющие напитки стали харамом». Некоторые сказали посланнику Аллаха: «О, посланник Аллаха! Оставь, давай воспользуемся этим». Но посланник Аллаха промолчал, не дав ответа.
Спустя некоторое время был ниспослан аят «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» (Ан-Ниса, 43). После ниспослания этого аята некоторые снова сказали: «Опьяняющие напитки стали харамом». Другие же сказали: «О, посланник Аллаха! Мы не будем подавать вино перед намазом». Посланник Аллаха ﷺ снова промолчал, ничего не ответив.
Наконец, когда был ниспослан аят «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны…» (Маида, 90), посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отныне опьяняющие напитки стали харамом». В это время из Шама пришел караван с вином, принадлежащий одному купцу. Посланник Аллаха ﷺ вместе с Абу Бакром, Умаром-рави сказал: «Мне кажется, Осман тоже был вместе с ними», затем они пришли к этому купцу и сказали: «Уйди с нашего пути, мы разобьем все сосуды с вином».
Купец спросил: «О, посланник Аллаха! Мне не продавать вино?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний проклял тех, кто сажает виноград для производство вина, кто выжимает для этого сок, кто пьет вино, кто выступает посредником при купле-продаже, кто подает и разливает вино (из слуг и гарсонов), кто продает вино, и кто питается на деньги от его продажи» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/14).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Исхаком от Ибн Аббаса, одна группа сахабов, следуя повелению Аллаха о расходовании средств на Его пути, пришла к посланнику Аллаха ﷺ и спросила: «О, посланник Аллаха! Что означает это повеление о расходовании имущества на пути Аллаха? Что нам расходовать из нашего имущества?». Тогда был ниспослан аят «Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)».
В риваяте, приведенном Ибн Абу Хатимом, сообщается, что Муаз ибн Джабаль и Саляба пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! У нас многочисленные семьи, а также есть рабы. Что нам расходовать из нашего имущества?». И тогда был ниспослан аят «Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/54].
Также было сказано, что данный аят, как и 215-й аят суры аль-Бакара, был ниспослан в отношении Амра ибнуль-Джамуха. Он спросил, что следует расходовать из имущества, а затем о сути инфака (расходования имущества), то есть о том, как расходовать это имущество, и тогда в качестве ответа на два этих вопроса и был ниспослан этот аят [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/115].
Автор: Islam Today