• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Не обрекайте сами себя на погибель»

Время чтения: 5 мин
796

Фото: shutterstock.com.

Фото: shutterstock.com.

وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ (195)

«Расходуйте (свое имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель. Совершайте добрые дела, поистине, Аллах любит делающих добро» (Бакара, 195).

В риваяте, переданном от Ша`би, сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении ансаров, не расходовавших свое имущество на пути Аллаха. Икрима же в общих чертах говорил: «Данный аят был ниспослан по поводу необходимости расходования средств на пути Аллаха».

Риваят, переданный от Абу Джубайра и Ибн Даххака, вносит ясность в данный вопрос: «Ансары по мере всех своих сил раздавали садака, кормя бедняков на пути Аллаха. Один год выдался неурожайным, и из-за этого они не смогли раздавать садака нуждающимся. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 41].

Что в Коране сказано о «проедании имущества»?
«Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей (путем дачи взятки и лжесвидетельства), в то время как вы знаете (что совершаете недозволенное и греховное)» (Бакара, 188).
03.12.2021
629

Эти риваяты полностью соответствуют смыслу первого предложения этого аята. Если же рассматривать первое предложение вместе с продолжением аята, в котором говорится «и не обрекайте сами себя на погибель», то риваяты, представленные ниже, будут выглядеть более подходящими.

В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по его собственной цепочке от Эслема ибн Имрана ат-Туджиби, сообщается: «Мы участвовали в осаде Константинополя. Войском Шама командовал Фудала ибн Убайд аль-Ансари, а египетским войском командовал Амир ибн Укба аль-Джухани. Византийцы, выйдя из-за крепостных стен, пошли в атаку, двигаясь огромной шеренгой. Мусульмане также выстроились в огромную шеренгу и двинулись навстречу врагу. Из рядов мусульман выскочил один человек и бросился в одиночку на ряды неприятеля. Люди стали кричать ему в след: «Субханаллах! Он сам подверг себя опасности!».

Абу Аййуб аль-Ансари встал и сказал: «О, люди! Вы толкуете и понимаете этот аят так, как нельзя его толковать и понимать. Этот аят был ниспослан в отношении нас –  ансаров. Когда Аллах Всевышний укрепил и усилил эту религию, и когда увеличилось количество тех, кто мог оказать помощь другим, мы тайком от посланника Аллаха ﷺ стали говорить друг другу: «Часть нашего имущества погибла. Займемся немного своим имуществом и восстановим утраченную часть».

Где наш Господь?
«Ты говоришь, что между нами и небом расстояние в пятьсот лет пути, и такое же расстояние между каждым из последующих небес. Как же тогда наш Господь слышит наши мольбы?».
05.12.2021
644

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «...не обрекайте сами себя на погибель». Таким образом Аллах Всевышний дал нам ответ на наши мысли «Часть нашего имущества погибла. Займемся немного своим имуществом и восстановим утраченную часть».

Опасность, о которой говорится в этом аяте, это то, что мы задумали сделать. Так как нам было приказано совершение противостояния на пути Аллаха. А мы, заботясь о собственном имуществе, тем самым как бы отказывались от противостояния на пути Аллаха и обрекали себя на погибель».

Абу Аййуб аль-Ансари продолжал вести противостояние на пути Аллаха, участвуя в осаде Константинополя, пока Аллах Всевышний не забрал его душу [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/13;  Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 42; Табери, Джамиуль-Байан, 2/119].

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ призвал людей готовиться к противостоянию на пути Аллаха. Некоторые бедуины, находившиеся в Медине, сказали: «Как нам подготовиться? У нас нет никаких припасов, и никто не дает нам припасы».

Как может один Бог охватывать всех людей и управлять ими?
«Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в кораблях, плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям; в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных между небом и землей, – во всем этом знамения для людей разумных» (Бакара, 164).
30.11.2021
822

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Расходуйте (свое имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель...» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/241].

В риваяте, переданном от Нумана ибн Башира, упоминается совершенно другая причина ниспослания. Он говорил: «Иногда человек совершает грех, а затем говорит: «Аллах никогда не простит мне совершенного греха». Вот по этой причине и был ниспослан аят «...и не обрекайте сами себя на погибель» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 42].

В данном случае в качестве погибели (опасности) рассматривается ситуация, при которой человек, потеряв надежду на прощение, отказывается от покаяния и мольбы о прощении.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle