Обучался ли Пророк ﷺ у христиан?
وَلَقَدْ نَعْلَمُ أَنَّهُمْ يَقُولُونَ إِنَّمَا يُعَلِّمُهُ بَشَرٌ لِّسَانُ الَّذِي يُلْحِدُونَ إِلَيْهِ أَعْجَمِيٌّ وَهَذَا لِسَانٌ عَرَبِيٌّ مُّبِينٌ
«Мы знаем, что они [отрицая, что Мухаммад получает откровения от Аллаха] говорят: «Поистине, его обучает человек». Но тот, на кого они указывают [кого считают учителем Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует] говорит на чужом [непонятном арабам] языке. А ведь это [Куръан] – на ясном арабском языке» (ан-Нахль, 103).
В рассказанном Хусейном риваяте от ‘Убейдуллаха ибн Муслима говорится: «У меня было два раба христианина из народа Тамр по имени Ясар и Хайр, которые (постоянно) читали книги на своем языке. Иногда послушать их чтение заходил и Посланник Аллаха ﷺ, о чем многjбожники говорили: «Вот у этих двоих он и учится!» И тогда был ниспослан аят, опровергающий слова неверных: «Поистине, его обучает человек»…» (Имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 197).
В схожем риваяте от ‘Убейдуллаха ибн Муслима (аль-Кураши или адь-Хадрами), пересказчиком которого является Ибн Абу Хатим, говорится: «У меня было два раба, одного из которых звали Ясар, а второго – Джабр. Они были родом с Сицилии. Они читали (священные) книги на своем языке, и их чтение часто приходил послушать Посланник Аллаха ﷺ. И когда курайшиты стали говорить: «Мухаммад учится у этих двух», – был ниспослан этот аят» (Имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/224-225).
История ниспослания аята: «Они приписывают Аллаху дочерей, говоря что ангелы – дочери Аллаха»
В риваятах имама аль-Байхаки и Адама ибн Абу Ияса также говорится, что эти двое были умелыми кузнецами, и когда однажды кто-то из курайшитских многобожников сказал одному из них: «Это ты учишь Мухаммада!», – тот ответил: «Напротив, это он учит меня!» (Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 14/233).
Мухаммад ибн Исхак в своей «Сире» писал: «Согласно дошедшим до нас сведениям, Посланник Аллаха ﷺ часто захаживал в Мерве в лавку раба по имени Джабр, принадлежащего одному человеку из рода Хадрами. И глядя на это, мекканские многобожники говорили: «Клянемся богом, Мухаммад учится у этого христианского раба Джабра!» И тогда был ниспослан аят: «Мы знаем, что они [отрицая, что Мухаммад получает откровения от Аллаха] говорят: «Поистине, его обучает человек». Но тот, на кого они указывают [кого считают учителем Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует] говорит на чужом [непонятном арабам] языке. А ведь это [Куръан] – на ясном арабском языке» (Ибн Касир, Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым, 4, 523).
Из книги «Асбабун-Нузуль»