• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Не закончатся слова Аллаха»: о чем этот аят?

Время чтения: 4 мин
678

Фото: luisvilanova / elements.envato.com/ru.

Фото: luisvilanova / elements.envato.com/ru.

وَلَوْ أَنَّمَا فِي الْأَرْضِ مِن شَجَرَةٍ أَقْلَامٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِن بَعْدِهِ
سَبْعَةُ أَبْحُرٍ مَّا نَفِدَتْ كَلِمَاتُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Если даже все деревья земли превратились бы в палочки для письма, а море – и семь морей после него – в чернила, то не закончатся слова Аллаха [не смогут все эти палочки и чернила записать их все]. Поистине, Аллах – Достойный, Мудрый» (Лукман, 27).

Ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса: «Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Лучезарную Медину, иудейские раввины спросили у него: «Эй, Мухаммад! Говоря «Вам дано знать очень мало», кого ты имеешь в виду: нас или свое племя?» Он соизволил ответить: «Всех вас имею в виду».

«Ты же читаешь среди ниспосланного тебе, что нам был дарован Таурат, в котором содержится разъяснение всего», - сказали они.

Наш Пророк ﷺ пояснил: «Этого очень мало по сравнению со знанием Аллаха. Но если вы станете всё исполнять, то имеющегося у вас вполне достаточно для вас». В связи с этим их разговором Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

Хадж – путешествие, которое заканчивается Раем

Вахиди тоже рассказывает об этом случае как заимствование от муфассиров, не приводя никакой цепочки передатчиков. 
Когда иудеи задали Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о душе, Аллах Всевышний низвел аят: «Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало».

После переселения Посланника Аллаха ﷺ в Лучезарную Медину, иудейские раввины пришли к нему и спросили: «Эй, Мухаммад! Как нам стало известно, оказывается, ты говоришь «Вам дано знать очень мало». Под этим ты имеешь в виду свой народ?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет, напротив, я имею в виду всех, в том числе и вас».

Они сказали: «Разве ты не читаешь среди ниспосланного тебе, что нам дарован Таурат, в котором содержатся знания обо всем?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Этого очень мало по сравнению со знанием Аллаха. Но Всевышний дал вам такие знания, что если вы станете руководствоваться ими в делах, то несомненно извлечете пользу».

Они продолжили упорствовать, говоря: «Эй, Мухаммад! Ты говоришь «Кому дарована мудрость, тот награжден великим благом». Как эти две вещи могут быть одновременно: очень мало знаний и великое благо?» После этого Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями...»

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com/ru.

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com/ru.

В соответствии с этими риваятами, этот аят должен быть мединским, то есть быть ниспосланным в Лучезарной Медине. Однако имеются также утверждения о ниспослании аята в Мекке.

В одном риваяте, дошедшем от Икримы, утверждения иудеев о том, что с Тауратом им было дано очень много знаний, рассматриваются в связи с ниспосланием 85-го аята суры «Исра». Как известно, иудеи или же по их подсказке мекканские мушрики спросили у Пророка ﷺ о душе. И в конце ниспосланного в связи с этим 85-го аята суры «Исра» было сказано: «Вам дано знать об этом очень мало».

Поэтому в некоторых риваятах (например, см.: имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, 17/10, хадис № 3140) о ниспослании в связи с этим аята: «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море». А в некоторых риваятах с этим случаем связывали ниспослание аята: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха».

Согласно риваяту Абу аш-Шейха в «Китаб аль-Азаме» и риваяту Ибн Джарира от Катады, мекканские мушрики сказали: «Эти слова (принесенные Мухаммадом) скоро закончатся, исчерпаются». В связи с этим был ниспослан аят: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха».

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle