Наставление пятницы: пороки сердца – причина отдаления от Всевышнего
Значение тасаввуфа
Правила Шариата, предписанные для выполнения верующим, делятся на две категории: правила, связанные с внешними поступками, и правила, связанные с душой (сердцем) человека.
Правила для физического тела – это предписания и запреты. К предписаниям относятся молитва, уплата налога в пользу нуждающихся, паломничество, пост и другие, а к запретам – запрет на воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртного, наркотиков и т.д.
Правила для души тоже делятся на две категории – предписания и запреты. В число предписаний входят вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги и посланников, а также искренность, довольство, правдивость, смиренность, упование на Аллаха. К запретным вещам относятся неверие, лицемерие, гордыня, самодовольство, показуха, обман, злоба, ненависть.
Что значит слово «суфий»?
Эта часть, касающаяся души человека, важнее для Аллаха, чем первая, хотя обе они важны: ведь внутренний духовный мир – это основа внешнего.
Совершенствование сердец
Побуждения души являются основой поступков тела. Порча внутренних качеств ведет к обесцениванию деяний. Об этом сказал Всевышний:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا
وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Toт, кто надеется на встречу со своим Господом [воскрешение и воздаяние], пусть совершает праведные дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Кахф, 110).
В чём разница между тасаввуфом и мистицизмом?
Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ обращал особое внимание сподвижников на совершенствование их сердец и часто объяснял им, что благовоспитанность человека зависит от нравственных качеств его души и избавления от скрытых пороков.
Известный богослов, шейх тариката Накшбандийа имам Раббани (1564-1624) пороки сердца (прихоти) назвал внутренними божествами, от которых необходимо очиститься. Подтверждением этих слов являются следующие слова из священного аята:
أَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ أَفَأَنتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا
«Видел ли ты того, для кого богом является его прихоть? Разве ты его спасёшь [от этого]?» (Различение, 43).
Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (Бухари, Муслим).
В другом хадисе сказано, что взор Аллаха всегда обращён на сердце (душу) человека: «Поистине Всевышний Аллах не смотрит на ваши тела и внешность, однако смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим). Также он ﷺ говорил: «Настоящий борец (муджахид) – это тот, кто сражается со своим нафсом (прихотями)» (Тирмизи, Ахмад бин Ханбал). Именно обладатели чистых сердец будут спасены в Судный день.
Наука очищения сердца, или что такое тасаввуф
Тасаввуф - особая система духовного воспитания
يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ
إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ
«В день, когда [никому] не принесёт пользу ни богатство, ни сыновья, но [легко будет тем], кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем» (Поэты, 88).
هَذَا مَا تُوعَدُونَ لِكُلِّ أَوَّابٍ حَفِيظٍ
مَنْ خَشِيَ الرَّحْمَن بِالْغَيْبِ وَجَاء بِقَلْبٍ مُّنِيبٍ
[Будет им сказано]: «Вот то, что было обещано [в земной жизни] каждому, кто обращался [к Аллаху с поклонением и покаянием] и кто сохранял [себя от запретного], кто боялся Милостивого, не видя Его, и пришёл с сердцем, обращённым [к Аллаху]» (Каф, 31-33).
Таким образом, пороки сердца – это причина отдаления от Всевышнего Аллаха, отдаления от Его вечного Рая. Эти пороки часто остаются скрытыми от человека, неизвестными ему. И в результате он думает о себе как о совершенном человеке, в то время как он далёк от совершенства.
Для выявления этих пороков, изучения их причин и избавления от них необходима особая система духовного воспитания, называемая тасаввуф, поэтому ни в какие времена нельзя отвергать актуальность тасаввуфа.
Нияз Сабиров