• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наступил месяц Джумада аль-ахира. Что интересного случилось в этом месяце?

Время чтения: 8 мин
12089

Наступил шестой месяц мусульманского лунного календаря – месяц джумада ас-сани (джумада второй) или джумада аль-ахира (джумада последний). Арабское слово «джумада» использовалось при обозначении сухой земли – поскольку эти два месяца в древности считались самыми засушливыми.

По традиции мы рассказываем нашим читателям – что же интересного случилось в этом месяце.

9-го числа месяца джумада ас-сани – ушел из жизни Джалаладдин Руми (1207-1273 гг. н.э.) – известный мусульманский поэт-суфий. Наверное, мало кто из выдающихся личностей мусульманской истории стал столь популярным не только в восточном мире, но и на Западе как Руми благодаря своему творческому наследию. Его многотомная книга «Маснави» считается не только совершенным поэтическим произведением, но и своего рода энциклопедией суфизма. (Подробнее: Уникальная копия знаменитых "Маснави" Джалалуддина Руми, сохранившаяся до наших дней)

Руми родился в семье выдающегося богослова в городе Балхе, древнем центре персидской культуры, 30 сентября 1207 года. В 1228 семья переезжает в Конью, столицу империи сельджуков, где 3 года спустя после смерти отца, Руми занимает его место преподавателя в медресе. Он преподает, проповедует в мечети, собирая и обучая большое количество слушателей и учеников. К его мнению прислушиваются люди всех слоев общества.

Ровное и спокойное течение его жизни изменила встреча с бродячим дервишем по имени Шамсуддин из Тебриза. После встречи с ним Руми из трезвого мыслителя превращается во вдохновенного поэта и суфия. Опасаясь слишком сильного влияния, которое личность Шамсуддина оказывала на Руми, его ученики устроили заговор против него. К великому огорчению Руми, он исчез также таинственно, как и появился. Есть версия, что он был убит его учениками при участии одного из сыновей Джалаладдина.

После смерти учителя он долго горевал, но через какое-то время ощутил в себе тот духовный огонь, который горел внутри Шамса Табризи. В своем творчестве и проповедях Руми – как и его учитель - выступал против религиозного формализма и обрядности, призывая людей к личному поиску Бога и общению с Ним, проповедовал ценность каждой человеческой личности, независимо от положения человека в обществе.

Свои мысли – в виде поучительных рассказов и нравоучений - он излагает в своей поэме «Маснави» (Двустишия), которая содержит около 50 тысяч стихов.

Вот некоторые из них:

Лев, сметающий вражеский строй, не так велик, как лев, совладавший с собой.

Пока ты здоров и силен, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью найти клад. Не отставай от дела, и если ты наделен судьбой, то она найдет тебя.

Повторять чужие слова не значит еще понять их смысл.

Не лезь в дела чужие и не строй

Счастливый дом свой на беде чужой.

Не потому ль, что люди били их,

Пророки совершенней всех других?

Не сединою мудрость мерить надо.

Бывают иногда и тем умны,

Чья борода не знает седины.

Меж тем случается: иной из нас

Не умудрён, хотя и седовлас.

Недаром говорят: у дурака

Нет горя больше, как от языка.

Нет большего на свете святотатства,

Чем, видя чью-то боль, являть злорадство.

Ведь более других грешащих грешен

Тот, кто чужим страданием утешен!

Своих изъянов зреть мы не вольны,

Любой изъян видней со стороны.

Когда б порочный видел свой порок,

Он с лёгкостью его б исправить мог.

Себя опасной дружбой не заботь

С глупцом, чей пленник ум, наставник – ложь.

Скорее докричишься до камней,

Чем до погрязших в алчности людей.

Руми скончался 12 декабря 1273 года, и на его похоронах было так много народа, что понадобился целый день, чтобы погребальная церемония дошла до кладбища.

В 22 день этого месяца 13 года хиджры или в 634 году н.э. скончался первый праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах). Думаю, все наши читатели знают, кем был этот замечательный человек. Но тем не менее, стоит напомнить основные моменты его биографии.

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известного как Абу Кухафа) и Сальмы (Умм аль-Хайр). Он происходил из древней и благородной семьи. Еще до принятия ислама он был весьма уважаем в своем племени как справедливый и честный человек, к которому люди обращались как к третейскому судье. Благодаря уму и способностям, Абу Бакр смог нажить большое состояние, занимаясь торговлей.

Когда пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было ниспослано откровение, Абу Бакр был первым взрослым мужчиной, который поверил в его пророчество (после Хадиджи, супруги Пророка и Али, который тогда был маленьким мальчиком). После этого события вся дальнейшая жизнь Абу Бакра была связана с жизнью Мухаммада (мир ему и благословение) – он был одним из самых верных и преданных его друзей, который многократно жертвовал своим имуществом и даже жизнью ради дела веры.

Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других.

Когда язычники стали преследовать бедных мусульман, а также невольников, которые находились в зависимости от богатых хозяев, он оказывал им всяческую поддержку, выкупая их у дурных и жестоких хозяев.

Когда преследования мусульман в Мекке стали настолько невыносимы, что было решено переселиться в Медину, именно Абу Бакр вызвался сопровождать Пророка (мир ему и благословение) и защищать его во время путешествия. Несколько дней им пришлось скрываться от преследований в пещере в окрестностях Мекки.

После переселения, когда мусульманам пришлось отражать нападения языческих войск, Абу Бакр жертвовал своим имуществом для того, чтобы снарядить мусульманское войско для похода.

В 624 году н.э., вскоре после переселения Абу Бакр выдал свою дочь Аишу (да будет доволен ей Аллах) замуж за Пророка. Известно, что Аиша стала самой любимой супругой Пророка (после Хадиджи), она была очень одаренной и умной женщиной, которая передала множество хадисов.

Смерть Пророка явилась тяжелым ударом для мусульман – многие из них вообще отказывались поверить в его смерть, считая, что пророки должны быть бессмертными (что, конечно, было отголосками языческих заблуждений). В тот сложный момент – когда некоторые сподвижники не хотели смириться с потерей, именно Абу Бакр – своими мудрыми словами успокоил начинающуюся смуту:

«О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху — так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным Аллах воздаст».

Именно тогда все сподвижники согласились с тем, что преемником Пророка на посту главы всех мусульман должен быть именно Абу Бакр. Сам он, будучи человеком очень скромным, не стремился к власти, однако для общего блага согласился взять на себя эту ответственность. Чтобы подчеркнуть, что он – лишь исполнитель воли Мухаммада (мир ему и благословение), он называл себя «наместник посланника Аллаха» - «халифа рассули-л-Лях». После него всех остальных правителей мусульман также стали называть титулом халиф. (Также: 7 дуа, которые читал Абу Бакр (р.а.))

Первый праведный халиф правил всего два года – поскольку был уже в преклонном возрасте. Это время стало чрезвычайно тяжелым для молодого мусульманского государства. Некоторые арабские племена отказались платить закят и подчиняться халифу, в других племенах появились самозванцы, называющие себя пророками. Мусульманам пришлось вести тяжелые войны против этих бунтовщиков – но благодаря таланту полководцев и военачальников эти походы увенчались успехом.

Заслуживает отдельного упоминания совет, который Абу Бакр по преданию дал командирам - как вести себя на вражеских территориях. Многим современным полководцам следовало бы поучиться такому милосердию, которое мусульманам следовало проявлять к мирным жителям:

«Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй..., не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху — оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили…».

Пусть Всевышний даст нам возможность брать пример с этих благородных и мудрых людей.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle