На какие вопросы неверующих ответил Аллах в суре «Юнус»?
В соответствии с наиболее распространённым мнением, сура «Юнус» является одной из сур, ниспосланных в Мекке. Некоторые алимы говорили, что 40, 94 и 95 аяты являются исключением, и были ниспосланы в Медине.
Мукатиль говорил, что в Медине были ниспосланы только 94 и 95 аяты, тогда как Кельби говорил, что в Медине был ниспослан только 40 аят. По их мнению, мединские аяты были ниспосланы в отношении иудеев. О том, что эта сура была ниспослана в Мекке, за исключением трех упомянутых аятов, сообщается в риваяте, переданном от Ибн Аббаса (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/194).
Также говорилось, что вся эта сура была ниспослана в Мекке, за исключением 58 и 59 аятов, которые были ниспосланы в Медине (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/3).
Ибнуль-Фарис и Сахави говорили, что первые сорок аятов были ниспосланы в Мекке, а все остальные – в Медине (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/58).
أَكَانَ لِلنَّاسِ عَجَبًا أَنْ أَوْحَيْنَا إِلَى رَجُلٍ مِّنْهُمْ أَنْ أَنذِرِ النَّاسَ وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُواْ أَنَّ لَهُمْ قَدَمَ صِدْقٍ عِندَ رَبِّهِمْ قَالَ الْكَافِرُونَ إِنَّ هَذَا لَسَاحِرٌ مُّبِينٌ
«Неужели люди удивлены тем, что Мы внушили человеку (Мухаммаду) из них же самих предостеречь людей (от наказания) и обрадовать верующих вестью о том, что им предписана награда от их Господа (за благие дела в земной жизни)? Неверующие сказали: «Безусловно, это – явный колдун» (Юнус, 2).
Ибн Аббас говорил: «Когда Аллах Всевышний послал к людям Мухаммада в качестве пророка, то арабы сказали: «Аллах бесконечно велик и далёк от того, чтобы отправлять в качестве своего посланника человека, подобного Мухаммаду». Кроме того, они говорили: «Неужели Аллах не нашел иного посланника, кроме сироты, находящегося на попечении Абу Талиба?».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 185; Табери, Джамиуль-Байан, 11/58; Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/195).
Имам Суюти говорил, что вышеприведённый риваят Ибн Аббаса был причиной ниспослания и других аятов тоже. В этом риваяте сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Когда Аллах отправил к людям Мухаммада в качестве посланника, но арабы отвергли его и не поверили ему, сказав: «Аллах пречист и бесконечно далек от того, чтобы отправлять человека в качестве Своего посланника». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Неужели люди удивлены тем, что Мы внушили человеку (Мухаммаду) из них же самих предостеречь людей (от наказания) и обрадовать верующих вестью о том, что им предписана награда от их Господа (за благие дела в земной жизни)?», а так же аят «И Мы отправляли до тебя посланниками только мужчин, которым внушали откровение. Спросите у людей знающих, если сами не знаете» (Ан-Нахль, 43).
Таким образом, Аллах Всевышний излагал им свои доводы. Но они нашли новую отговорку, сказав: «Если уж Аллах в качестве посланников отправляет людей, то непременно должен быть кто-то более достойный пророчества, чем Мухаммад. Разве этот Коран не должен был быть ниспослан более знатному и великому человеку, из одного из двух городов?».
Под этими людьми подразумевались Аль-Валид ибнуль-Мугира в Мекке, а также Масуд ибн Амр ас-Сакафи в Таифе. В ответ на эти слова Аллах Всевышний ниспослал аят «Разве это они распределяют милость твоего Господа (решают, кому быть пророком)?» (Аз-Зухруф, 32) (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/213-214).
إِنَّ فِي اخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَمَا خَلَقَ اللّهُ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَّقُونَ
«Поистине, в смене ночи и дня, и во всём, что Аллах создал на небесах (в ангелах, солнце, луне, звездах и так далее) и на земле (в животных, горах, морях, реках, деревьях и многом другом), – знамения (указывающие на Могущество Всевышнего Аллаха) для людей богобоязненных» (Юнус, 6).
Сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на требования многобожников, чтобы посланник Аллаха (мир ему) явил им чудо. (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/198-199).
وَلَوْ يُعَجِّلُ اللّهُ لِلنَّاسِ الشَّرَّ اسْتِعْجَالَهُم بِالْخَيْرِ لَقُضِيَ إِلَيْهِمْ أَجَلُهُمْ فَنَذَرُ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَاءنَا فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ
«И если бы Аллах так же быстро обрушивал на людей кару, как Он дает им блага, они бы были уже уничтожены. Но Мы оставляем тех, кто (не уверовал и) не надеется на встречу с Нами, (слепо) бродить в своём заблуждении» (Юнус, 11).
Сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ан-Надра ибнуль-Хариса сказавшего: «О, Аллах! Если это истина от Тебя, то обрушь на наши головы камни с неба» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/78). Куртуби приписывал данный риваят Мукатилю (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/201).
وَإِذَا مَسَّ الإِنسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَآئِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَن لَّمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَّسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«И когда (неверующего) человека касается что-то плохое (например, болезнь или бедность), он обращается (с мольбами) к Нам – и лежа, и сидя, и стоя (помногу во всех состояниях). Но когда Мы снимаем с него беду, он проходит (мимо, оставаясь в своем неверии), будто никогда и не молил Нас (избавить его) от постигшей трудности. Так приукрашены для расточительных (неверующих) их поступки (они верят, что ведут себя правильно)» (Юнус, 12)
Ибн Аббас и Мукатиль говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Хузайфы Хашима ибнуль-Мугиры ибн Абдуллаха аль-Махзуми.
Ата говорил, что этот аят был ниспослан в отношении Утбы ибн Рабиа и Валида ибнуль-Мугиры (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/12).
وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَاتُنَا بَيِّنَاتٍ قَالَ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَاءنَا ائْتِ بِقُرْآنٍ غَيْرِ هَذَا أَوْ بَدِّلْهُ قُلْ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أُبَدِّلَهُ مِن تِلْقَاء نَفْسِي إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَى إِلَيَّ إِنِّي أَخَافُ إِنْ عَصَيْتُ رَبِّي عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ
«И когда им читают Наши ясные аяты (то есть Коран), те, кто не надеется на встречу с Нами (и не верит в неё), говорят: «Принеси нам другой Коран (в котором нет порицания наших богов) или (сам) измени его!». Ответь (им, о Мухаммад): «Не подобает мне менять (что-либо в Нём) по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и, поистине, я боюсь наказания в Великий (Судный) день, если я ослушаюсь моего Господа» (Юнус, 15).
Муджахид говорил, что данный аят был ниспослан в отношении мекканских многобожников. Мукатиль говорил, что этот аят был ниспослан в отношении пяти человек: Абдуллаха ибн Абу Умаййи аль-Махзуми, Аль-Валида ибнуль-Мугиры, Микраза ибн Хафса, Амра ибн Абдуллаха ибн Аби Кайса аль-Амири и Аль-Аса Амира ибн Хишама. Сообщается, что эти люди однажды сказали посланнику Аллаха (мир ему): «Принеси нам такой Коран, в котором бы нам не запрещалось поклонение Лату и Уззе». И тогда был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 185).
В качестве дополнения к риваяту Мукатиля, в риваяте переданном Муджахидом сообщается, что эти пять человек так же сказали посланнику Аллаха (мир ему): «Если Аллах не ниспосылает тебе такой Коран, тогда сам придумай такой Коран, или измени то, что уже ниспослал тебе Аллах; аят о наказании замени аятом милости, запрещенное поменяй на разрешенное, а разрешенное замени запрещенным» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/85).
Кельби говорил, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто насмехался над Кораном и посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), говоря: «Эй, Мухаммад! Принеси нам другой Коран, в котором мы нашли бы то, что мы хотим от тебя» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 185).
وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ قُلْ أَتُنَبِّئُونَ اللّهَ بِمَا لاَ يَعْلَمُ فِي السَّمَاوَاتِ وَلاَ فِي الأَرْضِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«И они поклоняются помимо Аллаха тому, что не причиняет им вред и не приносит пользы (то есть, идолам). Они (язычники) говорят (о них): «Они – наши заступники перед Аллахом» (Юнус, 18).
Спроси (их, о Мухаммад): «Разве вы можете сообщить Аллаху, чего Он не знает, на небесах или на земле?!» Пречист Он и превыше всего, что вы приравниваете (к Нему)».
В риваяте, переданном от Икримы, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ан-Надра ибнуль-Хариса, который однажды сказал: «В судный день Лат и Узза непременно заступятся за меня» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 11/88).
وَإِذَا أَذَقْنَا النَّاسَ رَحْمَةً مِّن بَعْدِ ضَرَّاء مَسَّتْهُمْ إِذَا لَهُم مَّكْرٌ فِي آيَاتِنَا قُلِ اللّهُ أَسْرَعُ مَكْرًا إِنَّ رُسُلَنَا يَكْتُبُونَ مَا تَمْكُرُونَ
«И когда Мы дали людям (мекканцам) вкусить милость (в виде дождей и обильного урожая) после бедствия (голода и засухи), они сразу же начали восставать против Наших аятов (издеваясь над ними и не желая принимать их). Скажи (им): «Аллах еще быстрее воздаст вам (за ваше коварство, чем вы его осуществите)!». Поистине, Наши (ангелы) посланцы записывают ваши коварные замыслы» (Юнус, 21).
Маверди говорил, что причиной ниспослания данного аята стало следующее: однажды посланник Аллаха (мир ему) обратившись к Аллаху сказал: «О, Аллах! Подвергни тяжелым испытаниям племя Мудар. Ниспошли им голод, подобный семилетнему голоду при Юсуфе». Семь лет подряд многобожники страдали от голода. В конце концов Абу Суфьян пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и сказал: «Попроси Аллаха даровать нам изобилие. Если нам будет даровано изобилие, то мы уверуем в тебя». Посланник Аллаха (мир ему) сделал дуа, и на них был пролит дождь, однако они не уверовали (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/17).
وَمِنْهُم مَّن يَسْتَمِعُونَ إِلَيْكَ أَفَأَنتَ تُسْمِعُ الصُّمَّ وَلَوْ كَانُواْ لاَ يَعْقِلُون
«Среди них есть те, кто слушает тебя (когда ты читаешь Коран). Разве ты можешь заставить слышать глухих (они сравниваются с глухими, потому что не получают пользу от услышанного), даже если они (не только глухие, но и) не соображают?» (Юнус, 42).
По поводу причины ниспослания данного аята существует три риваята:
1. Сообщается, что однажды иудеи Медины пришли к посланнику Аллаха (мир ему) и стали слушать Коран. То, что они услышали им понравилось. Они хотели слушать и дальше, но их упрямство не позволило им уверовать. В связи с этим и был ниспослан этот аят.
2. Сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто насмехался над посланником Аллаха (мир ему) и над Кораном. Эти люди приходили слушать Коран, чтобы поиздеваться над ним, и даже не пытались извлечь для себя какую-либо пользу. По поводу них и был ниспослан этот аят. Оба этих риваята были переданы от Ибн Аббаса.
3. Мукатиль же говорил, что данный аят был ниспослан в отношении многобожников курайшитов (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 4/34-35).
قُلْ أَرَأَيْتُم مَّا أَنزَلَ اللّهُ لَكُم مِّن رِّزْقٍ فَجَعَلْتُم مِّنْهُ حَرَامًا وَحَلاَلاً قُلْ آللّهُ أَذِنَ لَكُمْ أَمْ عَلَى اللّهِ تَفْتَرُونَ
«Скажи: «Что вы думаете о пропитании, которое ниспослал вам Аллах (создав для вас). И часть его вы назвали запретным, а часть — дозволенным». Спроси: «Неужели Аллах вам разрешил это, или вы клевещете на Аллаха (придумывая законы сами)?» (Юнус, 59).
Ибн Аббас, Муджахид, Даххак, Катада и Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям говорили, что данный аят, как и 136 аят суры аль-Анам, был ниспослан в качестве опровержения заблуждений многобожников, касающихся запрета бахиры, саибы и васили.
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир Грижак
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!