Реклама
Вероучение

Местонахождение Всевышнего Аллаха. Известно ли оно?

4455

Можно ли определить местонахождение Аллаха?

Можно ли определить местонахождение Аллаха?

Всевышний Творец пречист от таких понятий как нахождение его спереди, сзади, сверху, снизу, слева или справа. Ему не присущи подобные понятия, у Него нет таких ограничений  как право, лево, спереди, сзади, сверху, снизу. Эти понятия появились после, и они присущи Его творениям.

Понять и осознать это очень не просто, и поэтому в первые годы ислама, невежество было очень распространено среди людей и джинов. Не было у них ни разума, не понятий.  Необходимо было простое понимание Всевышнего Создателя, которое могло бы уместиться в их узких, ограниченных умах. Они не могли представить что-то, без его место нахождения.

Всевышний повелел в одном из аятов Священного Корана: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (сура аз-Зарийят, аят-22).

В действительности Всемогущий Творец пречист от подобных сравнений, и не обладает какими-либо ограничениями в виде местонахождения, направления, времени и так далее.

Человеку достаточно стремиться к совершенству веры во Всевышнего Творца, а не пытаться осознать Его, ибо это не является возможным. Потому как сущность Аллаха может знать только Он сам. Человеку же необходимо уверовать в Его Всесилие и Совершенство.

Также нахождение Всевышнего «на небесах», «наверху»  также должно быть образным восприятием Творца, потому как Создатель пречист от какого-либо временного или же локального ограничения. Поэтому будучи в здравом уме, нельзя ограничивать его нахождение землей, небом, или чем-либо еще.

Направление может быть допустимым лишь в случае признания величия Творца. Как в случае молитвы, когда выбор определенного направления является обязательным, который свидетельствует о признании величия Создателя. В противном случае, определение направления для Всевышнего будет неверным.

Всевышний Аллах создал небеса. Он был до момента их сотворения, ибо Аллах Вечный, не ограниченный временем, и не имеющий начальной точки своего существования. Ему присуще совершенство, ибо он пречист от ограничений, и всего, что присуще Его творениям, имеющим ограничения. Совершенные свойства, которыми обладает Всевышний, были еще до появления Его творений, и не изменились с их сотворением. Как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Был Всевышний Аллах и ничего другого не было».

И если действительность такова, как можно будучи обладателем разума, которому свойственно логическое мышление, согласиться с тем, что кто-то воспринимает Всевышнего находящимся «на высоте» или же «над другими?», пытаясь определить и ограничить Его каким-то одним местом.

Отсутствие ограничения Всевышнего временем, местом или иными свойствами присущими Его творениям является четким убеждением исламской религиозной мысли. Это убеждение является следствием совершенства Создателя. Поэтому, те праведники и ученые, кто указывал на «Возвеличивание над остальным» говорил об этом образно, не определяя задачу перед собой давать пояснения по этому поводу. Иначе, как если до сотворения всего, Всевышний был, потому как Он Вечен, вдруг смог оказаться в определенном месте, сотворенном самим же.

Подобная образность употребляется для того, чтобы Его творения, имели понимание Величия Творца, а не представляли его в каком-то образе, сидящем на определенном месте и ли находящимся где-то, ограничивая Создателя какими-либо временными и пространственными рамками, от которых Он пречист по своему определению.

Как известно наша планета, круглая, а небо и космос окружает всю Землю. Поэтому с точки зрения логики, когда для кого-то одна точка на небе будет «верхней», то для находящихся в другом полушарии людей она будет уже «нижней». Исходя из этого можно понять значение следующего аята Священного Корана, ниспосланного Аллахом: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне» (сура Та Ха, аят – 5).

Всевышний, не обладает какой-то материей и формой, не имеет образа, или уподобления. То есть Аллах не подобен какому-либо из своих творений, и не одно творение Создателя, не является похожим на Него. Ничто не похоже и несравнимо с Творцом, который не имеет меры, измерения и ограничения. Соответственно небеса или земля не может быть его пристанищем.

И как сказано в этом аяте Священного Корана,  Милостивый Создатель утвердился на Троне. В данном случае, данное вознесение или утверждение не является таковым, каким представлял себе Ибн Таймия и все его последователи, ибо не имеет какого-либо ограничения не во времени, нив пространстве, не в измерении и не может быть уподоблено чему-либо.

Аллах близок к нам, но эта близость несравнима с близостью творений, то есть не похожа на обыденное представление о близости и отдаленности, ибо Аллах не имеет ни материи, ни ограничений, также как и уподобления чему-либо. Аллах не имеет границ, и соответственно не ведает каких-либо преград. Нет ничего и никого, что могло бы сравниться с Ним, и Он несравним с кем или чем-либо, ибо пречист от подобного по своей сути. Всевышний не изменчив, и не поддается каким-либо изменениям или же воздействиям.

Соответственно, Аллах пречист от возвышения или снисхождения в нашем физическом мирском понимании, которое подразумевает ограничение временем, местом, материей и так далее.

Что касается раскрытия рук к небу, во время мольбы, то это не является свидетельством Его пребывания на небесах, а является лишь направлением обращения, где четко видно признание Его Величия и Всесилия.

Возвеличивание Всевышнего над творениями является образным понятием, как видно из примеров следующих аятов:

«Они боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено» (сура ан-нахль, аят - 50).

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он — Мудрый, Ведающий» (сура аль-Ан’ам, аят –  18).

Во многих аятах ихадисах подобные определения являются образными, и естественно, принимая во внимание тот факт, что Всевышний Совершенен от подобных ограничений, нельзя понимать это все в буквальном смысле:

«Он — Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете» (сура аль-Ан’ам, аят -3).

«Он — Тот, Кто является Богом на небесах и на земле. Он — Мудрый, Знающий» (сура аз-Зухрув, аят – 84).

«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура аль-  Бакара, аят -115).

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (сура Каф, аят -16).

В сборниках достоверных хадисов у Муслима есть следующий хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), по которому следует, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее: «Раб ближе всего ко Всевышнему, когда он находиться на земном поклоне».

Это также образное выражение, потому как одно творение не может быть выше или лучше другого творения Всевышнего. Здесь речь идет о состоянии веры человека и о его духовном положении, а не о преимуществе каком-либо физическом, социальном и прочими видами превосходства над другими.

Главной определяющей степени близости человека к Создателю является уровень его набожности и богобоязни, как это указал Милостивй Аллах в одном из аятов Священного Корана:

«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (сура аз-Зухруф, аят – 32).

«Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (сура аль-Исра, аят – 21).

Опять же все это величие лишь образное, потому как истинным величием обладает Милостивый и Милосердный Аллах, о чем свидетельствует нижеследующий аят:

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (сура аль-Бакара, аят-255).

 

Из книги Юсуфа Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"

Социальные комментарии Cackle
Home