Любовь к мирской жизни: начало конца?
Любовь к мирской жизни подразумевает стремление прожить как можно дольше и является одним из бедствий сердца.
Лекарством от стремления к долгой жизни являются постоянные размышления о смерти и о том вреде, который может принести долгая жизнь.
Если человек испытывает любовь к мирской жизни ради чего-то запретного, то такая любовь является харамом. Если же любовь к мирской жизни связана с чем-то дозволенным, то она не будет считаться харамом, однако это считается порицаемым недостатком.
Порицание любви к мирской жизни
Аллах Всевышний говорит в Коране:
اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ
«Знайте, что земная жизнь — это только игра и забава, (внешняя) красота и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и (количества) детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в вечной жизни – суровое наказание, или прощение от Аллаха и (Его) довольство. Земная жизнь — всего лишь предмет обольщения» (аль-Хадид, 20).
В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَلدُّنْيَا مَلْعُونَةٌ مَلْعُونٌ مَا فِيهَا اِلَّا ذِكْرُ اللَّهِ تَعَالَى وَ مَا وَالَاهُ وَ عَالِمٌ وَ مُتَعَلِّمٌ
«Мирская жизнь и все, что в ней — прокляты. За исключением поминания Аллаха Всевышнего и того, что следует за этим, а также алима и ученика» (Тирмизи, Зюхд, 14).
В риваяте переданном от Сахля ибн Сада (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَوْ كَانَتِ الدُّنْيَا تَعْدِلُ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى جَنَاحَ بَعُوضَةٍ مَا سَقَي كَافِرًا مِنْهَا شَرْبَةَ مَاءٍ
«Если бы мирская жизнь имела перед Аллахом Всевышним хоть малейшую ценность, как крыло комара, то Он не дал бы неверующим в этой жизни даже глотка воды» (Тирмизи, Зюхд, 13).
В хадисе, переданном от Ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится:
لَا يُصِيبُ عَبْدٌ مِنَ الدُّنْيَا شَيْئًا اِلَّا نُقِصَ مِنْ دَرَجَاتِهِ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى وَ اِنْ كَانَ عَلَيْهِ كَرِيمًا
«Даже если человек приобретя что-то из мирского, будет щедр, все равно его степень перед Аллахом Всевышним понизится на одну ступень» (Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, № 34628).
В хадисе, переданном от Абу Мусы аль-Ашари (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ أَحَبَّ دُنْيَاهُ أَضَرَّ بِأَخِرَتِهِ وَ مَنْ أَحَبَّ أَخِرَتَهُ أَضَرَّ بِدُنْيَاهُ فَأَثَرُوا مَا يَبْقَي عَلَي مَا يَفْنَي
«Кто возлюбит мирскую жизнь, тот нанесет вред своей жизни в ахирате. А кто возлюбит жизнь последнюю, тот нанесет вред своей мирской жизни. Отдайте предпочтение тому, что вечно, перед тем, что тленно» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 4/412; Хайсами, Маджмауз-Заваид, 10/435 (№ 17825).
Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе
Передается от Анаса (радыйаллаху анху), что однажды посланник Аллаха ﷺ спросил у своих сподвижников:
هَلْ مِنْ أَحَدٍ يَمْشِي عَلَي الْمَاءِ اِلَّا ابْتَلَّتْ قَدَمَاهُ
«Есть ли хоть один человек, который идя по воде, не замочил бы ног?».
Сахабы сказали: «Нет, о, посланник Аллаха». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:
كَذَلِكَ صَاحِبُ الدُّنْيَا لَا يَسْلَمُ مِنَ الذُّنُوبِ
«Точно так же и обладатель мирских богатств не может быть защищен от греха» (Байхаки, Шуабуль-Иман, № 10457).
В хадисе, переданном от Аиши (радыйаллаху анха) говорится:
أَلدُّنْيَا دَارُ مَنْ لَا دَارَ لَهُ وَ لَهَا يَجْمَعُ مَنْ لَا عَقْلَ لَهُ
«Мирская жизнь является домом для тех, кто не имеет дома, и только безумец накапливает имущество для него» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 6/71).
«Окутывание сердца»: последствия совершения грехов
Автор: Islam Today