• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Аллах гневается на своего раба из-за трех вещей..."

Время чтения: 4 мин
18509

Передано от Маймуна бин Махрана, который сказал:

«'Умар бин 'Абдуль'азиз повелел мне приходить к нему каждый месяц по два раза. В один день я направился к нему. Он увидел меня со своего кургана и разрешил мне войти, когда еще я не дошел до его ворот. Когда я вошел, то увидел, что он, сидя на паласе, латает свою рубашку. Он предложил мне сесть. Я сел. Затем он расспросил о наших правителях, о тюрьмах, о начальниках и о других делах. После этого он спросил и о моих особых делах.

Когда я собирался уходить, то спросил его: «О, повелитель правоверных, разве в твоем доме нет никого, кто бы смог латать твою рубашку?». Он сказал: «О Маймун, сегодня мы здесь, а завтра в другом месте». После этого я вышел и оставил его».

Кутада, комментируя аят Всевышнего Аллаха:

«Когда кому-либо из них сообщают, что у него родилась дочь, его лицо чернеет от печали, и его сердце наполняется гневом на свою жену, который он не проявляет»1, - сказал:

«Это состояние было у арабских язычников. Аллах Та'аля известил нас об их плохих деяниях. А что касается верующего, то ему необходимо быть довольным тем, что даровал ему Всевышний. Такдир (предопределение) Аллаха Та’аля лучше такдира самого человека. О, сын Адама, та нелюбимая тобой вещь, которая предопределена тебе Аллахом, лучше той любимой тобой вещи, которую ты предопределил себе сам. Поэтому бойся Аллаха и будь доволен предопределением Аллаха».

Факих сказал: «Эти слова соответствуют словам Всевышнего Аллаха:

«И может быть, то, что вы любите, зло для вас. И может быть, то, что вы ненавидите, благо для вас. Один Аллах знает, что для вас добро, а вы не знаете. Слушайте же, что вам предписано!»2.

Один из мудрецов сказал: «Жизнь каждого человека делятся на четыре этапа: жизнь в этом мире; жизнь в могиле; жизнь в месте, где будут собраны все люди в день Воскресения для отчёта; и вечная жизнь в раю или в аду».

Шакик сказал: «О пяти вещах я спросил у семисот ученых. Все они ответили одинаково.

Я спросил: «Какой человек умен?». Они ответили: «Умен тот, кто не любит этот мир».

Я спросил: «Какой человек сознателен?». Они ответили: «Сознателен тот, кого не обманул этот мир».

Я спросил: «Какой человек богат?». «Богат тот, кто доволен тем, что даровал ему Аллах».

Я спросил: «Какой человек факих?». Они ответили: «Факих - тот, кто отказывается накапливать лишнее богатство».

Я спросил: «Какой человек скуп?». «Скуп тот, кто не выплачивает милостыню из своего имущества».

Было сказано: «На Своего раба Аллах гневается из-за трех вещей: уменьшение выполнения повелений Всевышнего Аллаха; проявление недовольства тем, что даровал Аллах; гнев раба на Аллаха, когда он что-то
желает получить от своего Господа, но не получает этого».

О комментарии слов Аллаха:

«Вору и воровке отсекайте руки»3, - они сказали:

«Тому, кто украл десять дирхемов, отсекают одну руку. За такое преступление наказание получит даже верующий. Однако рука верующего будет срезана по двум причинам. Во-первых, за то, что он срезал уважение к мусульманам. Во-вторых, за то, что он не был доволен тем, чем одарил его Аллах и стремился к имуществу другого человека. Аллах Всевышний повелел отрубить руку вору в воздаяние за его злодеяние и для того, чтобы другие извлекли из этого урок о том, что нужно довольствоваться тем, что дает Аллах».

Верующему нужно быть довольным тем, что Аллах даровал ему. Ибо довольство тем, что Аллах выделяет каждому, является нравственным качеством пророков и праведников.

Передано, что Абу Дарда сказал: «Двенадцать качеств являются нравственными качествами пророков:

- пророки верили в обещание Всевышнего Аллаха;

- они не упрашивали (умоляли) людей;

- враждовали с шайтаном;

- сами занимались своими делами;

- были мягкосердечны по отношению к народу;

- испытывали трудности своего народа;

- они верили, что Аллах дарует рай тому, кто вершит благодеяния;

- были снисходительны там, где это требовалось;

- не занимались наставлением там, где существовала враждебность;

- их богатством была бедность, то есть они не расходовали на себя лишнее имущество, а выделяли его для бедняков;

- были постоянно с омовением;

- они не радовались тому, что зарабатывали в этом мире, и не печалились о потерянном». 

______________________________________________

1. Сура "Ан-Нахль", 58 аят.

2. Сура "Аль-Бакара", 216 аят.

3. Сура "Аль-Маида", 38 аят.

Из книги "Танбихуль-гафилин"

Социальные комментарии Cackle