• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе

Время чтения: 4 мин
1241

Исправление сердца является самой важной задачей. Так как сердце подобно правителю, отдающему повеления. Все остальные части тела подчинены сердцу и являются его слугами. Поэтому посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَلاَ وَإِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً: إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَهِيَ القَلْبُ

«Поистине, в теле есть кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим все тело. А если он портится, то портится все тело. Знайте же, что это – сердце!» (Бухари, Иман, 40; Муслим, Мусакат, 20.)

Исправление сердца подразумевает его очищение от всех скверных качеств, и его украшение всеми похвальными и прекрасными качествами. Здесь наши разъяснения следует разделить на две части:

Первая часть посвящена разъяснению нравственности и ее источников; объяснению того, что нравственные качества делятся на хорошие и плохие; разъяснению того, как избавиться от плохих нравственных качеств, а также как приобрести, укрепить и сохранить хорошие нравственные качества.

Мы говорим, что ахляк – это такая способность, которая определяет поступки человека. Ахляк можно изменить. Так как в шариате существуют прямые указания на это. Так же на это указывают слова и опыт людей, обладающих разумом. Однако способности необходимые для этого, у всех людей разные.

Источником ахляка являются силы нафса, которых насчитывается три:

1. Способность говорить.

Это – способность познания. Умеренная степень этой способности именуется мудростью. Мудрость так же является одной из способностей души, которая позволяет отличать правильное от неправильного. Чрезмерная степень способности говорить, именуется болтливостью и многословием.

Болтливость и многословие подталкивают человека к тому, чтобы погружаться в те вопросы, которые очень сложны для человеческого понимания, например, вопросы предопределения значения аятов муташабихат.

Болтливость может стать источником действий, которые могут нанести вред другим людям. Другой противоположностью способности говорить является глупость, которая делает человека неспособным отличить добро от зла.

2. Гнев.

Гнев – это активизация души для устранения того, что вызывает ненависть и отвращение. Умеренная степень гнева именуется мужеством и отвагой.

Мужество помогает человеку бесстрашно двигаться навстречу опасностям и трудностям. Одной из крайностей этого, является ярость и бешенство, когда человек теряет контроль над собой и способность адекватно мыслить.

А другой противоположностью является трусость. Трусость является укоренившимся состоянием души, мешающим человеку преодолевать трудности, с которыми он сталкивается.

3. Страсть.

Это – стремление души к тому, что приносит удовольствие и является приятным. Умеренная степень страсти именуется целомудрием.

Целомудрие – это качество, позволяющее человеку достичь чистоты и цельности помыслов и поступков, которые не зависят от низменных желаний и внешних факторов. Противоположностью этого является греховность (уклонение от истины) и распутство.

Общим лекарством для всего этого, является знание сути недуга, его пагубности, причин, противоположностей, и пользы.

Обнаружение духовных недугов человека происходит следующим образом: с помощью изучения этих недугов; размышления над их сутью; общения с надежными друзьями, которые могли бы указать на проявления тех или иных недугов, а также следует прислушиваться к словам врагов и недоброжелателей, так как они в открытую говорят о недостатках человека и помнят о них.

Потому что люди являются зеркалом друг друга, и для того, кто обладает проницательностью, это будет хорошим напоминанием.

Почему врёт мусульманин?
Как известно, ложь, обман произносятся в обыденной жизни в качестве собственной психологической защиты. Правда ли, если человек лжёт, значит, он что-то скрывает? Или это его слабости?
09.09.2021
1710

Выявление причин подобных недугов и устранение этих причин, является обоюдной пользой. Так как нравственные недуги лечатся их противоположностями.

Затем необходимо обвинить свой нафс в совершенных грехах, порицать его скрыто и явно, после чего необходимо совершать противоположные действия, например, для избавления от жадности можно допустить небольшое расточительство, а для избавления от трусости можно заняться чем-то опасным.

Однако делая все это, следует быть очень осмотрительным, чтобы избежать чрезмерности в противоположном. Так же для избавления от этих пороков необходимо как можно больше читать и слушать те сообщения, в которых содержится краткое или подробное порицание данных пороков.

Читайте также: Дуа для победы над своей слабостью

Что касается подробных сообщений, в которых порицается скверная нравственность, то они будут упомянуты во второй части.

Продолжение следует...

Из книги имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа. Путь Ахлю-Сунна»

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle