• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто такие хумс, и каким превосходством они обладали?

Время чтения: 4 мин
1959

ثُمَّ أَفِيضُواْ مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ وَاسْتَغْفِرُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ (199)

«Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий» (Бакара, 199).

В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по своей цепочке от Аиши, говорится: «Паломники из числа курайшитов говорили: «Мы обитатели Бейтуллаха (то есть являемся жителями Харема). Поэтому мы возвращаемся из Мины (проведя стояние там), а не с Арафата как все остальные люди». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения».

В риваяте, который привел Муслим в своем «Сахихе», раскрывается причина того, почему курайшиты думали таким образом. Передается от Джубайра ибн Мут`има, который рассказывал: «Во время стояния на Арафате я потерял своего верблюда, и отправился его искать. Я увидел, что посланник Аллаха ﷺ проводит стояние на горе Арафат вместе с другими людьми, и тогда я сказал: «Разве он (посланник Аллаха ) не ахмас? Что он здесь потерял (то есть разве он не должен совершать стояние в Муздалифе)?».

Сура Бакара: Аллах не наставляет на верный путь таких людей
В риваяте, переданном от Нумана ибн Башира, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении трех человек, без упоминания их имен, которые в один из пятничных дней, находясь в Масджинун-Набави, начали громко спорить друг с другом, стоя возле минбара.
10.01.2022
2073

Суфьян, являвшийся одним из рави (передатчиком) этого хадиса, говорил: «Ахмас означает непоколебимый в религии, то есть фанатик. Курайшитов называли – хумс. Во времена джахилии их посетил шайтан и внушил им васвасу, сказав: «Если во время хаджа вы выйдите за пределы Харема, то ваш авторитет в глазах людей упадет, и они перестанут почитать ваш Харем».

И они во время стояния (вакфа) не выходили за рамки Харема, совершая стояние в Муздалифе. Когда же пришел ислам, то Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения». Здесь под местом откуда возвращаются другие люди, подразумевается Арафат». 

Риваят, переданный Вахиди от  Джубайра ибн Мут`има, Муслим приводит в своем «Сахихе» в более коротком варианте. А именно:

«В день Арафа я отправился искать своего потерявшегося верблюда. Я увидел посланника Аллаха  стоящего на Арафате вместе с другими людьми. Я сказал сам себе: «Разве этот человек не ахмас? Что он там потерял?». Курайшиты считались «хумс»».

Однако, как указывает Кады Ийад, хадж, во время которого Джубайр ибн Мут`им видел посланника Аллаха ﷺ, был еще до хиджры и до того, как сам Джубайр ибн Мут`им принял ислам. Это мнение подкрепляет тот риваят, в котором говорится, что проведение ахмасами стояния в Муздалифе, а не на Арафате, является обычаем времен джахилии.

Значит, еще до переселения в Медину посланник Аллаха ﷺ во время хаджа шел наперекор этим обычаям времен джахилии (невежества), однако отмена этого обычая аятом из Корана произошла гораздо позже.

Муслим приводит риваят, который передал Хишам от своего отца, и в котором содержится несколько иная информация, касающаяся «хумс» (ахмасов). Называя себя так, курайшиты показывали свою исключительность и превосходство над другими племенами.

В соответствии с этим риваятом, все другие арабы, за исключением хумс (курайшитов), совершали обход Каабы полностью обнаженными, кроме тех, кому курайшиты предоставляли одежду. Женщины-курайшитки давали одежду женщинам, а мужчины-курайшиты давали одежду мужчинам.

Люди Писания призывали Пророка ﷺ сменить религию
Иудеи и христиане хотели мира и обещали посланнику Аллаха ﷺ, что примут ислам. Однако в этом аяте Аллах Всевышний сообщил, что они (иудеи и христиане) не будут довольны до тех пор, пока люди не последуют их религии...
06.01.2022
2955

Обычные паломники проводили стояние на горе Арафат, тогда как хумс не поднимались выше Муздалифы, проводя стояние там. Именно хумс и являются теми людьми, в отношении которых Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди...».

Люди после стояния на Арафате стекались вниз, тогда как хумс осуществляли спуск из Муздалифы, говоря: «Мы спускаемся только из Харема (проводя стояние, не выходя за рамки Харема)». Когда же был ниспослан аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди...», они стали проводить стояние на Арафате и спускались оттуда вместе с другими людьми.

Ибн Исхак говорил, что этот обычай, связанный с тем, что курайшиты именовали себя «хумс», является очень старым и появился после «события со слоном». Этот обычай был призван наделить курайшитов превосходством над другими арабскими племенами.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle