• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какая наивысшая ступень Рая?

Время чтения: 4 мин
979

Наивысшая степень Рая (Источник фото: freepik.com).

Наивысшая степень Рая (Источник фото: freepik.com).

Самая наивысшая ступень Рая – Василе. Это место, которое расположено рядом с Троном Аллаха, будет пристанищем посланника Аллаха (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщает в хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.):

«Просите у Всевышнего Аллаха для меня Василе. После его ответа спросили его сподвижники: «О, посланник Аллаха! Что такое Василе? Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Это – самая наивысшая ступень Рая. Ее сможет достичь только один человек, и надеюсь, что я буду этим человеком» (Тирмизи, Манакиб: 3, №3612, 6/9).

По этому поводу передается от Са‘ида аль-Худри (р.а.), что посланника Аллаха (с.а.с.) говорил: «Когда услышите муаззина, то повторяйте за ним. А после произносите благословения мне, потому что того, кто испросит для меня благословения, Аллах благословит десять раз. Затем просите для меня Василе. Ведь это такая ступень в Раю, которую будет удостоен лишь один человек. Я желаю быть этим рабом. Если кто-либо попросит у Аллаха Василе для меня, он получит мое заступничество в Судный день» (Муслим, Салят: 7, №384, 1/288).

Также о ступени Рая Василе сообщил Ибн ‘Аббас (р.а.) в хадисе, переданном от посланника Аллаха (с.а.с.): «Просите у Аллаха Василе для меня. Поистине, если кто-либо из рабов Аллаха попросит ее для меня в земной жизни, в Судный день я буду свидетельствовать за него и стану его заступником» (Табарани, «аль-Му‘джам аль-Аусат», №637, 1/370; Хайсами, «Маджма‘у аз-Заваид», №1880, 2/94).

Как люди будут распределяться по Райским степеням?
Так же как отличается в мирской обители степень покорности и привязанности к Всевышнему Аллаху, так и наказание и воздаяние будут отличаться в вечной жизни. Поэтому в различных канонических текстах сообщается, что степени тех, кто удостоен Рая не будут одинаковыми...
11.06.2021
1589

Действительно, упоминаемая ступень Василе предназначена лишь для посланника Аллаха (с.а.с.), то есть никто из людей не будет удостоен этой степени. Следовательно, для мусульман будет самая высокая степень – это степень Фирдауса. По этому поводу Абу Хурайра (р.а.) передал хадис от посланника Аллаха (с.а.с.): «Кто верит в Аллаха и в Его Посланника, совершает намаз и соблюдает пост во время Рамадана, имеет право надеяться на то, что Аллах введет его в Рай независимо от того, выходил такой человек на пути Аллаха или оставался на той земле, где он родился».

Его спросили: «О, посланник Аллаха, не порадовать ли нам людей этой вестью?» Он ответил: «Поистине, в Раю есть сто уровней, которые Аллах приготовил для вышедших на пути Аллаха, и расстояние от одного уровня до другого подобно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить Аллаха о чем-то, то просите Его о Фирдаусе, ибо, поистине, он находится в середине Рая на самой его вершине, а выше него – только ‘Арш Милостивого, и из него (из Фирдауса) берут начало реки Рая» (Аль-Бухари, 4, №2637, 3/1028).

В связи с этим хадисом следует упомянуть о толковании этих выражений, которые изложены в труде «Шарх альмашарик» Ибн Маляка (рахимахуллах). Выражение «сто ступеней», которое употребляется в хадисе, указывает на множественность. Под «муджахидами» подразумеваются мусульманские войска, которые сражаются на пути Аллаха с неверными», или паломники, или те, которые ведут борьбу со своим нафсом ради довольства Аллаха.

Расстояние ступеней подобно расстоянию между небом и землей. Оно может быть как в материальном плане, так и в духовном, то есть можно рассматривать расстояние ступеней по-разному. Нахождение Фирдауса посреди Рая и на ее самом возвышенном месте свидетельствует о том, что небеса шаровидного размера. Если какой-либо предмет не шаровидного размера, тогда его середина и самое возвышенное место не совпадают. Райская обитель находится поверх небес и под Троном.

Как указывает имам Тыйби (рахимахуллах), использование этих двух описательных качеств Фирдауса является указанием на ее материальную ценность и духовную красоту. Использование в хадисе пророческого выражения «над ним расположен Трон Всемилостивого» является свидетельством того, что Трон находится над всеми райскими садами.

Выражение «все райские ручейки берут свое начало из Фирдауса» подтверждает аят из суры «Мухаммад», где отмечается, что все четыре ручейка из воды, молока, вина и меда в райских садах берут свое начало из Фирдауса.

‘Убада ибн Самит (р.а.) передает в хадисе от посланника Аллаха (с.а.с.): «В Раю сто ступеней и расстояние между двумя ступенями равно расстоянию между небом и землей. С точки зрения степеней самая высокая из них – это степень Фирдаус. Ее четыре ручейка из воды, молока, вина и меда, которые упоминаются в суре «Мухаммад», берут свое начало оттуда. Над ним находится Трон. Когда обращаетесь к Аллаху с просьбой, просите у Него Фирдаус» (Тирмизи, Сыфат аль-джаннат: 4, №2531, 4/675).

Подводя итоги, следует сказать, что согласно явному смыслу хадиса, ступень Василе предназначена для посланника Аллаха (с.а.с.). Он стремился заслужить эту ступень и просил нас не требовать ее. Самая высокая ступень, которую имеют право требовать мусульмане, кроме посланника Аллаха (с.а.с.) – это ступень Фирдаус. По этой причине посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, чтобы при обращении к Аллаху с просьбой просили у Него степень Фирдаус.

Пусть Всевышний Аллах сделать наш слог заслуживающим довольства Всевышнего Аллаха, и даст возможность созерцать Его прекрасный Лик и войти в райские сады Фирдаус. Аминь!

Автор: Islam Today

Реклама
Социальные комментарии Cackle