Как Аллах подтвердил правдивость сна Своего Посланника ﷺ
وَإِذْ قُلْنَا لَكَ إِنَّ رَبَّكَ أَحَاطَ بِالنَّاسِ وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤْيَا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلَّا فِتْنَةً لِّلنَّاسِ وَالشَّجَرَةَ الْمَلْعُونَةَ فِي الْقُرْآنِ وَنُخَوِّفُهُمْ فَمَا يَزِيدُهُمْ إِلَّا طُغْيَانًا كَبِيرًا
«И Мы сказали тебе [о Мухаммад]: «Поистине, твой Господь объемлет людей [знанием и могуществом. Они полностью подконтрольны Аллаху]». Мы сделали показанное тебе видение [наяву в ночь перенесения] и дерево [в Аду], проклятое в Куръане, искушением для людей [многие из них не поверили в эти вещи, некоторые даже отступили от веры]. Мы устрашаем их, но это [устрашение] лишь увеличивает их великую непокорность» (Исра, 60).
В одном из риваятов от Ибн ‘Аббаса (р.а.) также говорится: «Сон, о котором идет речь в этом аяте, – это сон о вступлении (мусульман) в Мекку, который Посланник Аллаха ﷺ увидел в год заключения Худайбийского соглашения. Однако в тот год многобожники не позволили мусульманам войти в Мекку (для совершения хаджа), по причине чего некоторые из них впали в сомнения (относительно истинности пророческих слов).
Так, ‘Умар, например, даже сказал Абу Бакру: «Разве Посланник Аллаха ﷺ не говорил нам, что мы войдем в Дом Аллаха и совершим ритуальный обход вокруг Каабы?» На что Абу Бакр ответил: «Да, но он не сказал, что (это произойдет) именно в этом году».
Уроки суры ан-Нахль: «Терпение – только от Аллаха»
И вот относительно этих сомнений сподвижников и был ниспослан этот аят. А когда на следующий год Посланник Аллаха ﷺ и сподвижники вошли в Дом Аллаха, был ниспослан аят: «Поистине, Аллах подтвердил правдивость сна Своего Посланника: Вы [верующие] обязательно войдете в мечеть аль-Харам, если пожелает Аллах, в безопасности…» [аль-Фатх, 27].
Однако имам Куртуби в своем тафсире выражает сомнение относительно того, что в вышеуказанном аяте речь идет именно об этом сне, поскольку достоверно известно, что аят был ниспослан в Мекке, тогда, как сон о въезде в Мекку, как на это указывает само содержание аята, Посланник Аллаха ﷺ увидел в Медине» [Имам Фахруддин ар-Рази, ат-Тафсир аль-Кябир, 20/236; имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джами‘ ли Ахкям аль-Куръан, 10/183].
Из книги "Асбабун-Нузуль"