• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Уроки суры ан-Нахль: «Терпение – только от Аллаха»

Время чтения: 4 мин
1055

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُم بِهِ وَلَئِن صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِّلصَّابِرِينَ 126

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ وَلَا تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَلَا تَكُ فِي ضَيْقٍ مِّمَّا يَمْكُرُونَ 127

«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]. И если вам причинят зло, то ответьте [им] ровно тем же, что сделали вам. Однако проявить терпение [и отказаться от мести] будет лучше для терпеливых. Поэтому терпи, ведь твое терпение – только от Аллаха. Не печалься о них [о неверующих] и не переживай из-за их козней» (Ан-Нахль, 125-127).

В другом риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху говорится, что когда (в день сражения при Ухуде) Посланник Аллаха ﷺ увидел (обезображенное) тело своего дяди, он сказал: «Одолей я курайшитов, – я подвергну пыткам семьдесят из них!» И тогда был ниспослан аят: «… Однако проявить терпение [и отказаться от мести] будет лучше для терпеливых».

Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда мы будем терпеливыми, о Господь наш!», – отказавшись таким образом от мести за своего дядю (Имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 199). 

Изучаем: 6 столпов терпения

Приведя все эти риваяты, имам аль-Вахиди говорит: «Шейх аль-Иман аль-Аухад Абу аль-Хасан говорил: «Здесь необходимо упомянуть, каким именно образом был убит Хамза. Джа‘фар (или Хафса) ибн ‘Амр ибн Умайя ад-Дамри рассказывал:

«Однажды я и ‘Убейдуллах ибн ‘Адий оказались в Хомсе.‘Убейдуллах сказал мне: «Что если нам навестить Вахши, спросим его, как он убил Хамзу? Что скажешь?» На что я ответил: «Если хочешь, давай навестим».

Человек, у которого мы спросили, где мы можем найти Вахши, сказал нам: «Во дворе его дома. Он уже длительное время находится в запое. Если он будет трезв, то араб, который с ним, посодействует вам, а трезвым он бывает лишь с утра».

Придя к нему, мы поприветствовали его. Когда он поднял голову, мы сказали: «Мы пришли, чтобы услышать, как ты убил Хамзу». Он сказал: «Я расскажу вам то же, что уже рассказывал Посланнику Аллаха ﷺ». И он начал свой рассказ:

«Я был рабом Джубейра ибн Мут‘ыма ибн ‘Адия ибн Науфаля, дядя которого – Туайма ибн ‘Адий – был убит в день сражения при Бадре. В день сражения при Ухуде, когда курайшиты двинулись в сторону места сражения, Джубейр ибн Мут‘ым сказал мне: «Если за моего дядю Туайму ты убьешь дядю Мухаммада – Хамзу, ты свободен». Я – эфиоп, и, бросая по-эфиопски копье, я редко промахивался.

Когда у Ухуда два войска сошлись, я стал искать Хамзу, и наконец, нашел его посреди поля боя. Своим мечом он поражал каждого, кто выходил против него. Прячась то за камнями, то за деревьями, я стал искать подходящего момента, чтобы метнуть в него свое копье.

Вдруг передо мной оказался Сиба‘ ибн ‘Абд аль-Узза. Увидев его, Хамза закричал: «Ну, давай, эй, сын Мактат аль-Бузура!», – ударив того с такой силой, что голова того едва осталась на месте.

Тут я и бросил в него свое копье, которое, войдя ему в живот, проткнуло его насквозь и вышло через ногу. Он попытался атаковать меня, но, обессилев, упал. Подождав, пока он умрет, я подошел к нему и, вытащив свое копье, вернулся в лагерь, где стал отсиживаться. Ни до кого другого мне не было никакого дела, да и его я убил лишь ради обретения (обещанной мне) свободы.

Лев Аллаха Хамза (радыйАллаху анху)

Вернувшись в Мекку, я обрел свободу и жил там до тех пор, пока Ислам не проник и туда, тогда мне пришлось переселиться в Таиф. Вскоре жители Таифа заключили с Посланником Аллаха ﷺ мирное соглашение, и бежать мне уже оказалось некуда.

Когда кто-то увидел меня в таком подавленном состоянии и спросил причину этого, я ответил: «Я убил дядю этого человека (Мухаммада), теперь же жители Таифа заключают с ним мирное соглашение. Я не знаю, куда мне теперь деваться».

На что этот человек сказал мне: «Клянусь Аллахом, тех, кто является к нему, свидетельствуя о том, что он пророк, – он не убивает».

И когда жители Таифа отправили к Посланнику Аллаха ﷺ делегацию, я, присоединившись к ним, явился к Пророку ﷺ. Увидев меня, он сказал: «Ты – Вахши?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Это ты убил Хамзу?» На что я ответил: «Всё так и было». И тогда он сказал: «Не мог бы ты держаться от меня подальше?!»

Когда после смерти Посланника Аллаха ﷺ мусульмане снарядили против лжепророка Мусайлямы аль-Каззаба поход на Ямаму, я сказал (сам себе): «Я должен выйти (в этот поход) против Мусайлямы аль-Каззаба, быть может, мне удастся убить его, и таким образом я смогу искупить свою вину за убийство Хамзы».

И, выйдя в этот поход вместе со всеми, я убил его точно таким же образом» (Имам Абу аль-Касым Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани, аль-Му’джам аль-Кябир, 3/160-162, хадис №: 2946; имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 200-201). 

Простить или мстить до конца: важный аят Корана о проявлении терпения

Из книги «Асбабун-Нузуль» 

Социальные комментарии Cackle