• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Качество, без которого невозможно войти в рай

Время чтения: 3 мин
2149

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 97. Говорится об учтивости ради пользы избранных и простолюдинов, дабы они жили учтиво и достигли цели, если на то будет воля Всевышнего Аллаха


Об учтивости я снова начал речь,
Вновь раскрыл тайну закрытую.

Ясно рассказал я об учтивости.
Живи учтиво и постигнешь ты Господа.

Благодаря чистой учтивости непорочен ангел,
Благодаря учтивости вращается небосвод.

Благодаря учтивости души приходят в тела,
Благодаря учтивости сделали они тело своим обиталищем.

Благодаря учтивости отправились в путь пророки,
Подобно светилам, [движущимся] с учтивостью по небу.

Пророки, друзья [Аллаха] и избранники
С учтивостью поклонялись Аллаху.

В народе Салиха не было учтивости,
Не было среди них ни одного владыки,

Дабы научиться он мог учтивости у Салиха,
Благодаря учтивости стать праведником, а не негодяем.

Были они неучтивыми, оттого погибли,
Отправились в ад и сгинули.

Община Мусы вся была такова.
Сторонниками доводов они были, неучтивыми и весьма отрицающими.

Таким образом учтивость их с пути сбила,
Большинство их неучтивыми были и слабоумными.

Когда пришел Масих (Христос – прим. ред.), положение поменялось,
Начал он призывать к Создателю.

В ком была учтивость,
Тот к шариату и религии ‘Исы устремился.

А кто был неучтивым, стал обезьяной,
Посрамленным, дрянным и обманутым стал.

Триста три дома также
Были неучтивыми, а также из числа неверных.

Не приняли они призыв ‘Исы,
Каждый [из них] неучтивым был, словно гул.

Непременно, стали все поголовно свиньями
По той причине, что были неучтивыми они.

Если кто-нибудь еще так же неучтив,
Он идет по стопам тех других.

Без учтивости нафс всегда презрен,
Словно проклятый старый хрыч Абу Джахль.

Никогда не слышал [разве] ты, с тем неучтивым (Иблисом – прим. ред.)
Что приключилось неожиданно, о диво?!

Был он учителем ангелов,
Подобного которому не было среди них.

Когда оставил он учтивость, стал он проклятым,
Обитателем ада стал, отлучен был от рая.

Слышал ли ты, как Адам в райских садах
Пшеницу вкушал, но прогнали его так же?

Поскольку не соблюл он учтивости,
Из рая отправился он в [этот] мир против воли.

Так давай же ты сегодня с людьми в мире
Живи учтиво и отправься в райские сады.

Мустафа (пророк Мухаммад – прим. ред.), который был главой людей,
Учтиво поступал со знатью и простым людом.

Посему следует членам уммы Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.)
Быть учтивыми на пути Аллаха.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle