• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Готовимся к празднику Ид аль-Адха: что говорится о жертвоприношении в Коране?

Время чтения: 5 мин
8390

Упоминания о жертвоприношении можно встретить во многих аятах Священного Корана, которые напрямую или косвенно связаны с пророком Ибрахимом (мир ему).

В аятах сур "аль-Маида" (5:27), "Алю Имран" (3:183) и "аль-Ахкаф" (46:28) слово “жертва” употребляется не в значении религиозного жертвоприношения ("удхийа", "насика"), а используется в значении “приближаться”, означая действия, способствующие сближению. А в аятах сур "ас-Саффат", "аль-Хадж", "аль-Анам", "аль-Маида", "аль-Бакара", "аль-Фатх" и "аль-Каусар" оно используется в прямом значении, указывая на жертвоприношение.

Часть из этих аятов связаны с жертвоприношением “хади”, которая является частью обряда хаджа; некоторые из них относятся к жертвоприношению “удхийа”, которая в обычных условиях является самостоятельным поклонением; некоторые - к жертвоприношению в общем значении.  Так, например, аяты 28-33 суры "аль-Хадж" посвящены жертвоприношению “хади”, а аяты 34-37 связаны с жертвоприношением в общем его значении. 

В 196-м аяте суры "аль-Бакара" слово “нусук” (множественное число слова “насика”) также использовано в значении "жертвы". Но в данном случае под этим словом подразумевается жертва, которая должна быть принесена при наличии каких-либо погрешностей во время совершения хаджа. Данный вид жертвоприношения относится к "хади". 

Разберем 100-112 аяты суры "ас-Саффат", в которых говорится:

“Господи, одари меня потомством из числа праведников! Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: “Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?”

Он сказал: “Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых”.

Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: “О Ибрахим! Ты оправдал сновидение”.

Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.

Мир Ибрахиму! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он - один из Наших верующих рабов. Мы обрадовали его вестью об Исхаке - пророке из числа праведников”.

В этих аятах необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.

Во-первых: из аятов становится ясным, что пророк Ибрахим (мир ему) видел не просто сон, а это было откровением [вахий] Всевышнего.

Во-вторых: рассказывая о сне пророк Ибрахим (мир ему) говорит: “Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя". В данном случае используется глагол “зарезаю” а не "зарезал", указывая на неоконченное действие. Очень важно, что эти аяты нельзя истолковывать как прежнюю дозволенность Всевышним приносить в жертву человека. Ибо человеческое жертвоприношение никак не согласуется с принципами монотеистических религий.

В-третьих: это событие является заключительным испытанием, которому подвергся пророк Ибрахим (мир ему). Ибо после того, как Ибрахим исполнил предписания, увиденные во сне, и ему было сказано, что это являлось явным испытанием, Всевышний повторяет, что таким образом Он будет отвечать людям творящим добро [мухсинам].

В-четвертых: необходимо более детально остановиться на определении "мухсин", которое происходит от слова “ихсан” - доброта, доброе дело. Если дословно перевести на русский язык, "мухсин" означает человека, делающего добро. А если рассмотреть это определение более шире, то это человек, делающий свои дела с осознанностью и здравым смыслом.

Опираясь на известный хадис Посланника Аллаха (мир ему), можно говорить еще о третьем значении слова "ихсан" - "поклонение человека Всевышнему Аллаху, как будто он видит Его". Соответственно, слово "мухсин" в данных аятах означает человека, который верит во Всевышнего, как будто он видит Его, и совершает свои поступки в соответствии с этой верой.

В Священном Коране особое внимание уделяется тому, что жертвоприношение является поклонением, установленным Творцом, и поэтому необходимо проявить к нему уважение [тазим]. Кроме этого, в 32-м аяте суры "аль-Хадж" подчеркивается, что проявление уважения к обрядовым знамениям Аллаха является проявлением богобоязненности сердца.

В 37-м аяте этой же суры говорится, что мясо зарезанных жертв, а также их кровь никоим образом не достигнут Аллаха, а достигнет лишь богобоязненность людей. И в конце аята Всевышний вновь обращает внимание на то, что человек, осознанно совершающий обряд жертвоприношения, станет "мухсином".

В 34-м аяте суры "аль-Хадж" четко указано, что жертвоприношение, как один из видов поклонения Всевышнему, присутствует во всех монотеистических религиях. Также в аяте уточняется, что для жертвоприношения могут быть использованы лишь определенные животные:

“Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог - Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным” [Сура "аль-Хадж" 22:34].

Животное, которое может быть принесено в жертву, должно быть из животных категории "бахимат аль-анам". К таким относятся парнокопытные, травоядные и жвачные животные, как верблюд, корова, буйвол, овца или коза.

"Бахима" на арабском языке — это общее название всех четвероногих животных, в то время как "анам" — это все травоядные жвачные животные, кроме однокопытных и животных с когтями. Таким образом, нечетвероногие сухопутные и морские животные, чье мясо можно употреблять в пищу, не относятся к категории "бахимат аль-анам".

Если внимательно рассмотреть 143-144 аяты суры "аль-Анам" и 5-8 аяты суры "ан-Нахль", то становится ясным, что под "бахимат аль-анам" имеются ввиду четвероногие травоядные жвачные животные. Сюда можно отнести верблюда, корову, буйвола, овцу и козу. 

Еще один аспект, который рассматривается в аятах Священного Корана связанных с жертвоприношением — это распределение мяса жертвенных животных (Сура "аль-Хадж", 28, 36). В соответствующих аятах указывается на то, что зарезавший жертвенное животное человек может сам употребить мясо в пищу и накормить им нуждающихся.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

 

Социальные комментарии Cackle