• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Главный признак совершенного человека

Время чтения: 3 мин
5974

«Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «Аграф», 7:199).

Прощение является этическим понятием, означающим одну из тех  добродетелей, наличие которой у мусульманина приветствуется в исламе. Простить – значит одарить своим хорошим расположением того, кто нанес тебе обиду, отказаться от ответного наказания за совершенную несправедливость, за грехи или преступления. Одно из прекраснейших имен Аллаха – Прощающий. Недаром в Священном Коране сказано: «Поистине, Аллах – Снисходительный, Прощающий» (сура «Хадж», 22:60). А кроме того, это имя является одним из самых часто повторяющихся в Коране имен Аллаха Тааля, и подчеркнуто, что Господь может простить человеку все грехи за исключением ширка (сура «Ниса», 4:48).

Снисходительность же означает отсутствие у человека излишней требовательности по отношению к другим, когда он не очень придирчив к чужим недостаткам и ошибкам. Часто это слово в аятах и хадисах употребляется вместе со словом прощение.

В приведенном в качестве нашей темы аяте подряд перечислены три основных нравственных правила всех божественных религий: проявлять снисходительность, велеть творить добро и отвернуться от невежд. Тем самым Всевышний Аллах через Пророка (ﷺ) велит нам, мусульманам, проникнуться этими принципами. В коранических аятах содержатся назидания быть терпимее и снисходительнее в отношениях с людьми, закрывать глаза на их незначительные недостатки и ошибки, помогать им выходить из затруднительных ситуаций, оказывать им материальную и моральную поддержку, уметь прощать чужие грехи и показывать пример жертвенности.

Несмотря на вероятность различной реакции в ответ на чьи-то ошибочные действия, однако признаком совершенного человека является выбор пути прощения. После того, как вы предпочли простить человека, у нас появляется возможность требовать у него не повторять впредь подобных ошибок и творить только добро. Третье упомянутое в аяте указание – отвернуться от невежд. Смысл этого в том, чтобы не принимать участия в недобрых делах, не равняться на плохих людей и не опускаться до их уровня. Невежественные люди могут говорить мерзкие слова, но их злобствования не задевают мусульман. Они не станут уподобляться им и поступать таким же образом, потому что верующие отворачиваются от всего праздного, от бесполезных дел и пустых слов (сура «Му'минун», 23:3).

Когда был ниспослан комментируемый аят, Пророк (ﷺ) попросил доставившего ему откровение Джабраиля (а.с.) дать пояснения к этому аяту. Джабраиль (а.с.) сказал: «Аллах Тааля велит тебе простить совершившего тебе несправедливость, дать отказавшему тебе и поддерживать связи с теми, кто порвал отношения с тобой» (Алуси «Рухуль-Магани», 9/147).

Прощать, велеть творить добро и отворачиваться от невежд – вот нравственные ориентиры и добродетели в исламе. Они образуют три главные опоры исламской морали во всемирном масштабе. Вполне очевидно, каким станет общество, если каждый из нас будет руководствоваться этими принципами.

В период джахилии общепринятым был принцип на зло отвечать злом. Действовать иначе означало показывать свою слабость и бессилие. Поэтому люди предпочитали не прощать, а мстить и наказывать. В противовес этому, в Священном Коране многократно и по разному поводу повторяется мысль о том, что Аллах – Прощающий, что способность прощать – это божественное качество и высокая добродетель. В Коране сказано: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (сура «Шура», 42:40). Мусульман призывают претворять в жизнь эту добродетель: «Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Нур», 24:22).

В вопросах прощения и снисходительности самым лучшим примером для нас является Мухаммад (ﷺ). Успешное распространение Ислама в очень короткие сроки было связано и с тем, что Посланник Аллаха (ﷺ) всегда был мягок по отношению к людям. Он никогда не был грубым и жестокосердым,  был склонен извинять людей и часто просил за них прощения и советовался с ними о делах (сура «Али Имран», 3:159). Поэтому развитие у детей терпеливости и снисходительности, а также умения прощать занимают особое место в исламском воспитании.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle