Есть ли реки в Раю?
В описании райских садов, которое есть в Благородном Коране, во множестве аятов, где слово «джаннат» (райские сады) применяется в множественном числе, изложены сведения о том, что там текут реки.
По этому поводу в Благородном Коране в более тридцати аятах говорится о том, что в Раю текут реки:
«И обрадуй [о, Мухаммад] верующих, совершавших праведные поступки [намаз, пост, хадж, закят и другие виды поклонения], тем, что для них [приготовлены райские] сады, в которых внизу [под дворцами и деревьями] текут реки» (Аль-Бакара 25).
Также в Благородном Коране говорится:
«Поистине, верующих, совершавших благие дела, Господь наставит [на верный путь] за их веру. Текут под ними реки в садах блаженства» (Юнус, 9).
Иными словами, реки текут под ногами обитателей Рая. Исламские ученые считают, что предлог «под», который употребляется в аятах, не обозначает, что под землей существует еще один уровень, а указывает на низину или долины, где растут деревья, возведены строения и тому подобное.
Следовательно, согласно точке зрения некоторых муфассиров, говорить о том, что реки текут под землей или толковать предлог «под» в значении, что «она находится в подчинении обитателей Рая», неуместно и неприемлемо.
Актуально! Читайте также: Источник аль-Каусар: где его отыскать?
Всевышний Аллах, когда рассказывает о благах, которые даровал племенам Ад и Самуд, жившим на земле до нашей уммы и погибшим по причине своих греховных поступков, говорит следующее:
«Мы дали им много возможностей на земле, какие не давали вам. И Мы ниспосылали им с неба [обильные] дожди и заставляли реки течь под ними [возле их жилищ]. Затем Мы уничтожили их за их грехи и создали после них другие поколения [народы и общины]» (Аль-Анам, 6).
Также Всевышний Аллах, когда рассказывает в аяте о произволе фараона, приводит его слова, которые изобилуют высокомерием:
«Фараон обратился к своему народу и сказал: «О, мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом, и эти реки [Нил] текут подо мной? Разве вы не видите [мое величие]?» (Аз-Зухруф, 51).
Эти два аята свидетельствуют о том, что вопрос «течения рек снизу» имел отношение к мирским делам и означал «течение под жилищами, дворцами и деревьями». Отсутствует надобность говорить о том, что они текут под землю, как утверждают некоторые.
Автор: Islam Today