Аят об измене: в каком случае Аллах велел разводиться?
Фото: SasinTipchai / shutterstock.com/ru
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُن لَّهُمْ شُهَدَاء إِلَّا أَنفُسُهُمْ
فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ وَيَدْرَأُ
عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ
وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ
وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ
«А кто обвинит [в прелюбодеянии] свою жену, не имея свидетелей, кроме самого себя, тот пусть четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он говорит правду. А на пятый раз [пусть скажет], что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. И ее [обвиненную в прелюбодеянии жену] не накажут, если она четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он [ее муж] лжет. А на пятый раз [пусть скажет], что гнев Аллаха ляжет на нее, если он [ее муж] говорит правду. Если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам [то наказание постигало бы грешников сразу]. И, поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Мудрый» (Ан-Нур, 6-10).
Согласно риваяту от Саида ибн Са‘да, Уваймир однажды пришел к старейшине рода Аджлан Асиму ибн Адийю и сказал: «Что вы скажете относительно человека, заставшего свою жену с посторонним мужчиной? Ему что: убить его? И потом вы (совершая кысас) убьете его самого? Или же ему поступить как-то иначе? Не спросите ли об этом за меня у Посланника Аллаха ﷺ?»
Асим, пришедший после этого к Пророку ﷺ, задал ему этот вопрос. Однако Пророк ﷺ отнесся к такому вопросу неодобрительно и ничего не ответил. Когда Асим вернулся к себе, Уваймир пришел к нему в надежде услышать ответ на свой вопрос.
История ниспослания аятов взаимного проклинания
Асим сказал: «Посланник Аллаха ﷺ не одобрил твой вопрос, осудил его». Уваймир воскликнул: «Валлахи, я не отступлю, пойду к Расулюллаху ﷺ и сам спрошу у него!» Он пришел к Пророку ﷺ и задал ему тот же вопрос: «О Посланник Аллаха! Если человек застал свою жену с посторонним мужчиной, что же ему делать: убить его, и вы (совершая кысас) убьете его самого? Или же сделать по-другому?» И тогда Расуль-Акрам сказал ему: Аллах ниспослал Куръан про тебя и твою жену».
Он велел ему и его жене произнести клятвы, содержащие проклятия, в таком виде, как Аллах указал в Куръане. После совершенного лиана, Уваймир сказал: «О Посланник Аллаха! Если после этого я стану удерживать эту жену, то совершу несправедливость по отношению к ней». Потом он развелся с женой. И этот произошедший с ними случай указал другим супружеским парам способ выхода из подобных ситуаций.
Фото: gomolach/ shutterstock.com
Посланник Аллаха ﷺ предупредил: «Посмотрите (кого родит эта женщина). Если она родит черного ребенка с черными зрачками, с крупными бедрами и икрами, то знайте, что Уваймир говорил правду. Если же она родит ребенка с красноватой кожей, похожего на красноватого жука, то знайте, что Уваймир говорил неправду про свою жену, оклеветал ее».
Женщина родила ребенка, внешний вид которого подтверждал слова Расулюллаха ﷺ о правдивости слов Уваймира. Позже этого ребенка звали по имени матери (а не по имени отца, как это принято у арабов).
Имам Муслим также приводит вариант хадиса от Сахля ибн Саʼда ас Саʼиди с небольшими различиями в деталях.
Из книги "Асбабун-Нузуль"