• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

6 качеств, которыми должен обладать каждый мусульманин

4339

6 качеств, которыми должен обладать мусульманин

6 качеств, которыми должен обладать мусульманин

Передано от Шакика, что он сказал Хатиму Асаму: «Сколько лет ты приходишь ко мне?». Хатим Асам ответил: «Тридцать лет». Шакик спросил: «Что ты узнал за эти тридцать лет?». Он сказал: «Я познал шесть слов. Если я буду совершать деяния в соответствии с этими словами, то я надеюсь, что обрету спасение от фитны этого мира». Шакик сказал: «Расскажи мне эти шесть слов, может быть, я тоже буду совершать деяния в соответствии с этими словами и спасусь от фитны этого мира». Хатим сказал:

«Первое: я размышлял о тафсире аята Всевышнего Аллаха:

«Пусть они также знают, что могущество, милость и знание Аллаха безграничны и охватывают всё сущее, что нет ни одной твари на земле, которую Аллах по Своей милости не наделил бы тем, чего хватит ей на пропитание».115

И я открыл для себя, что я одна из тварей на этой земле и что предназначенное мне пропитание придет ко мне. Аллах наделяет пропитанием слона, даже если он большой. Аллах не забывает о мухе, даже если она маленькая. Я не беспокоюсь ни о чем, кроме поклонения Всевышнему Аллаху».

Шакик сказал: «Твое познание прекрасно. Что является вторым словом?». Он сказал:

«Я обратил внимание на аят: «Ведь верующие - братья».116 Я познал, что все верующие являются моими братьями. Верующий должен быть милосердным по отношению к своему брату. Я увидел, что основой вражды между людьми является зависть. Я старался избавить свое сердце от зависти. Мое сердце достигло такого состояния, что если одного верующего постигает беда на востоке, я беспокоюсь за него так, как будто эта беда постигла меня самого. Если же одного мусульманина постигает благо на западе, я радуюсь так, как будто эта радость пришла ко мне».

Шакик сказал: «Как прекрасно твое размышление и понимание! Что является третьим словом?». Он сказал:

«Я размышлял и понял, что у каждого мусульманина есть друг. Друг должен известить своего друга о своей дружбе. Я нашел, что моим другом является поклонение Всевышнему Аллаху. Все друзья простятся со мной (после моей смерти), кроме поклонения Всевышнему Аллаху. Ибо это поклонение будет со мной и в могиле, и в День суда, и на сирате (мост над адом). Поэтому я выбрал его и сделал своим любимым другом».

Шакик сказал: «Как прекрасно твое понимание! Что является четвертым словом?». Хатим сказал:

«Я размышлял и нашел, что у каждого человека есть враг. С врагом нужно бороться и оберегать себя от него. Я узнал, что моим врагом является неверующий и шайтан. Я нашел, что враждебность неверующего легче, чем враждебность шайтана. Ибо если неверующий будет сражаться со мной и убьет меня, то я буду шахидом. А если я убью его, то я буду вознагражден. Враждебность шайтана сильнее, ибо он видит меня там, где я не вижу его.  Он желает, чтобы он и я были в огне. Всю жизнь я вел борьбу с ним и отказался от других (видов) враждебности».

Шакик сказал: «Как прекрасно твое понимание! Что является пятым словом?». Хатим сказал:

«Я размышлял и нашел, что у каждого человека есть дом. Строить дом - обязательно (ваджиб). Я узнал, что моим местом является могила. Я был занят украшением могилы».

Шакик сказал: «Как прекрасно твое понимание! Что является шестым словом?». Хатим сказал:

«Я размышлял и узнал, что у каждого есть тот, кто желает его. Я узнал, что меня желает ангел смерти ('Азраиль). Я не знаю, когда ко мне придет ангел смерти. Я готовился к смерти так, как молодая женщина идет к дому своего мужа. Когда бы он ни пришел, я не желаю его задержки». Шакик сказал: «Твое познание прекрасно. Если ты и я будем совершать деяния в соответствии со сказанными словами, то мы обретем спасение».

'Абдурахман бин Абу Ляйля сказал: «Однажды к Пророку (мир ему) пришел один бедуин и спросил: «Как мне следует уповать на Всевышнего: привязать свое животное, прежде чем уйти, или оставить его само по себе?». Пророк (мир ему) ответил: «Тебе следует привязать его и лишь затем уповать на своего Господа».

Некоторые мудрецы сказали: «У друзей Аллаха есть три качества: надежда на Всевышнего Аллаха во всем; быть нуждающимся в Аллахе во всем и возвращение к Аллаху во всем».

Фудайл сказал: «Самым любимым человеком для людей является тот, кто не обращается к людям о своих нуждах. Самым ненавистным человеком для людей является тот, кто нуждается в людях. Самым любимым из числа людей для Всевышнего Аллаха является тот, кто нуждается в Нем и обращается к Нему. Самым ненавистным из людей для Всевышнего Аллаха является тот, кто ничто не спрашивает у Него».

Сообщается, что Лукман Хаким перед смертью сказал своему сыну: «Я советую тебе обрести шесть качеств, в которых заключены знания предыдущих и последующих поколений:

первое - пусть твоя душа не занимается этим миром, только по мере того, сколько осталось тебе жить в нем.

Второе - поклоняйся Аллаху по мере твоей нужды, необходимости в Нем.

Третье - готовься к вечной жизни настолько, насколько ты хочешь получить место в нем.

Четвертое - пусть твоим занятием будет избавление себя от адского огня до тех пор, пока не станет ясным, что спасение тебе от него не будет.

Пятое - пусть твоя смелость в совершении грехов будет такой, насколько у тебя хватит терпения вынести наказание Аллаха.

Шестое - если хочешь ослушаться Аллаха (т. е. совершить грех), то найди такое место, в котором бы Аллах и Его ангелы тебя не видели».

Спросили одного мудреца: «Каково различие между якыном и таваккулем?». Этот мудрец сказал: «Полагаться на Аллаха со всеми причинами ахирата является якыном. Полагаться на Аллаха со всеми причинами этого мира является таваккулем».

Было сказано: «Таваккуль бывает двух видов. Первый - таваккуль о пропитании. Второй - вера в обещание Всевышнего Аллаха о вознаграждении за благодеяние и тревога о деянии, будет ли оно принято Аллахом или нет».

'Ата бин Сабит передал от Я'ля бин Мари, который сказал: «Мы собрались с некоторыми сподвижниками 'Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и сказали: «Будет лучше, если мы будем охранять повелителя правоверных 'Али, ибо он воин. Мы не можем верить в то, что не совершится зло по отношению к нему».

Когда мы находились возле двери его комнаты, вышел хазрат 'Али и спросил: «Что вы делаете?». Мы ответили: «Мы охраняли тебя, ибо ты воин, мы боялись, что может совершиться зло по отношению к тебе». 'Апи спросил: «Вы охраняли меня от обитателей небес или от обитатетелей земли?».

Мы сказали: «Мы охраняли тебя от людей этой земли. Как же у нас хватит сил охранять тебя от обитателей небес?».

'Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет такого места, куда бы не дошла сила Всевышнего. И нет никого, кто бы не имел двух ангелов хранителей до тех пор, пока не совершится такдир. А когда он совершится, то эти два ангела не вмешиваются между такдиром и человеком».

___________________________

115. Сура «Худ», 6 аят.

116. Сура «Апь-Худжурат», 10 аят.

Из книги "Танбихуль гафилин"

Комментарии для сайта Cackle