• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

4 ценнейших урока суры «Аль-Лейль»

Время чтения: 5 мин
4186

Мекканская сура «Аль-Лейль» включает в себя двадцать один аят и является девяносто второй по счету в Благородном Коране.

Когда до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дошла весть о том, что Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) долго проводит коллективную ночную молитву, читая в ней большие суры, он сказал ему: «О, Муаз! Почему тебе не читать в молитве такие суры, как «аль-А'ля», «аш-Шамс» и «аль-Лейль», ведь за тобой молятся старики, немощные и занятые люди».

Причина ниспослания

Относительно причины ниспослания данной суры приводятся различные сообщения. Основными из них являются два предания.

В одном из них сообщается, что у одного человека был сад с финиковыми пальмами. Ветви одной из пальм свисали над территорией его бедного соседа. Однажды владелец сада взобрался на ту пальму, чтобы собрать немного фиников. Несколько фиников упало во двор бедного соседа. Когда его дети подобрали те финики, владелец пальмы тут же пришел к ним и отобрал подобранное ими. Маленький ребенок успел положить один в рот, но скупой владелец засунул ему в рот палец и извлек свой финик. Бедный сподвижник отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и пожаловался на поведение своего соседа.

Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к владельцу сада и сказал: «Подари мне ту пальму, и я обещаю тебе пальму в Раю». Сподвижник сказал: «Бери, ведь у меня их много». Тогда один мужчина, услышавший этот разговор, спросил Пророка: «Обещаешь ли ты мне пальму в Раю, если я куплю у него эту пальму?»

Пророк (мир ему) ответил: «Да». Тогда мужчина догнал владельца сада и попросил продать пальму, на что последний сказал: «Видимо, ты услышал, что Мухаммад обещал мне за нее пальму в Раю. Я тебе продам ее, если ты дашь взамен 40 пальм». Сподвижник сказал: «Это много за одно кривое дерево!» Затем, немного подумав, он сказал: «Хорошо, я покупаю ее у тебя за 40 пальм». После этого сподвижник отправился к Пророку и сказал ему: «Теперь это – моя пальма, и я дарю ее тебе», а Пророк в свою очередь подарил ее бедному сподвижнику и его семье.

После этого Всевышний Аллах, указывая на то, как эти сподвижники различаются в своем стремлении к благам Вечности, ниспослал: «Клянусь ночью, когда она покрывает землю! Клянусь днем, когда он проясняется! Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину! Ваши стремления различны» («аль-Лейль», 1-4).

В другом хадисе говорится, что когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) выкупил Биляля за большую сумму денег у Умайи ибн Халафа, Всевышний Аллах ниспослал: «Клянусь ночью, когда она покрывает землю!»

Когда-то эти факты из Корана казались невозможными, но наука их доказала!

Чему учит нас сура «аль-Лейль»?

1. Стремления людей различны.

Каждый в этом мире трудится ради достижения определенных целей. Кто-то усердствует ради довольства Аллаха и счастливой жизни в Вечности, а кто-то всю свою жизнь посвящает  низменным целям бренного мира. Даже верующие люди различаются в своих благодеяниях и устремлениях. Затрачивая одинаковые энергию и время, мусульмане могут добиваться разных результатов, ведь все зависит от намерения, искренности и правильности выполнения.

Поэтому Всевышний Аллах далее в этой суре говорит о двух категориях людей, которые стремятся к совершенно различным целям и достигают кардинально разных результатов. За веру и дела богобоязненности люди получают облегчение в достижении Рая, а за неверие им облегчается путь в Ад.

2. Награда за благое дело – другое благое дело.

Многие ученые отмечали, что одной из наград за благодеяние является возможность совершить другое благое деяние. Так же, как и наказанием за грех является совершение очередного греха, возможно, даже большего, чем первый. На это указывают слова Аллаха: «Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям)» («ал-Лейль», 5-7).

За веру и благие поступки человек получает поддержку от Господа, посредством которой он мотивируется на совершение других благих поступков и защищается от совершения порицаемых дел. При помощи этого божественного содействия ему становится легче попасть в Рай.

И, наоборот, за неверие и отказ следовать истине, за нечестие и большие грехи без покаяния человек лишается содействия Господа. Ему облегчается дорога в Геенну, то есть грехи для него становятся обыденностью, а подчинение Всевышнему – чрезвычайно трудным. Аллах говорит: «А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)» («ал-Лейль», 6-10).

3. Как относиться к предопределению?

Данные аяты некоторые понимают ошибочно, будто, раз все уже предопределено, людям бессмысленно что-либо делать. Когда сподвижники спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Может, нам положиться на предопределение и перестать трудиться?», Пророк ответил им: «Трудитесь, так как каждому из вас посредством ваших деяний облегчается путь к тому, что для него предопределено. Тому, кто принадлежит к числу счастливых, облегчаются дела тех, кто счастлив, и тому, кто относится к числу несчастных, облегчаются дела тех, кто несчастен». После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал вышеприведенные аяты.

4. Садака является очищением.

Предписанный закят, а также добровольные подаяния очищают человеческую душу от грехов и порочного нрава, тушат гнев Аллаха, как говорил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и являются причиной преумножения богатства.

Человек, страшащийся Аллаха, стремится очиститься посредством помощи нуждающимся людям: «Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь» («ал-Лейль», 17-18). Однако надо учитывать, что добровольные подаяния могут быть не приняты Всевышним, если человек не выплачивает обязательные пожертвования и долги. На это указывало множество ученых.

Человек посредством своего пожертвования получает выгоду в первую очередь в этом мире. Всевышний Аллах благословляет имущество тех, кто тратит их на нужды бедняков, и возвышает их по степеням: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы успокоение для них. Воистину, Аллах Слышащий, Знающий» («ат-Тауба», 103).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle