Российские ученые нашли «эликсир молодости»

Российские ученые первыми в мире доказали способность терпенов пихты сибирской увеличивать продолжительности жизни, запуская в организме человека процесс аутофагии – очищения от «клеточного мусора». Результаты соответствующего исследования, проведенного учеными из научно-производственной компании «Инитиум-Фарм» и Института молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН, опубликованы в сентябрьском номере международного научного журнала Aging, пишет РИА Новости.

Аутофагия – это естественный механизм утилизации «отходов» живой клетки. С ее помощью ненужные компоненты клеток, такие как поврежденные молекулы белков и органеллы, а также вирусы, перерабатываются в питательные вещества. Таким образом, благодаря процессу аутофагии организм очищается и, тем самым, омолаживается. Но аутофагия генетически отключена в большинстве клеток, и процессы их естественного очищения находятся в «спящем» состоянии. Поэтому ученые всего мира активно ищут способы, как «разбудить» этот процесс.

Эксперименты, проведенные авторами нынешней работы в 2021 году, позволили установить, что именно терпены пихты сибирской способны очень быстро и притом безопасно запускать аутофагию в клетках человека.

Терпены – это широкий класс так называемых вторичных метаболитов, содержащихся в различных травах, цветах, деревьях, плодовых и овощных культурах. Растения выделяют защитные вещества – терпены, чтобы сохранять клетки в стабильном состоянии даже при возникновении неблагоприятных стрессовых условий – некоторые хвойники живут по 4 тысячи лет.

Ученые считают, что именно благодаря терпенам, которые, как выяснилось в ходе исследований, запускают аутофагию, клетки старого дерева ничем не отличаются от клеток молодого растения. В ходе экспериментов удалось выяснить, что аутофагия в клетках легочной ткани человека начинается даже при использовании терпенов в малых концентрациях.

«Благодаря терпенам процесс интенсивной аутофагии в исследуемых клетках человека запускался уже через 24 часа. Мы увидели, как аутофагия перерабатывает дисфункциональный материал клеток и, таким образом, поддерживает энергетический гомеостаз. Благодаря этому предотвращается накопление вредных веществ в клетке, в том числе и вирусов… Следовательно, организму легче восстанавливаться после различных инфекционных заболеваний, в том числе после коронавирусной инфекции и гриппа», – отметила в беседе с РИА Новости руководитель научных проектов компании «Инитиум-Фарм» Фания Маганова.

Теперь, по ее словам, чтобы «омолодить» клетки всего организма с помощью аутофагии, не нужно заниматься изнурительными тренировками и голоданием – достаточно добавить в свой рацион немного растительных терпенов.