• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Союз России и Ирана: возможно ли это?

Время чтения: 3 мин
3685

Как объявили 3 июля представители российских и иранских вооруженных сил, в этом году Россия и Иран проведут совместные военно-морские учения на Каспийском море. На прошлой неделе Иран откомандировал небольшую морскую флотилию в Астрахань – пункт базирования Каспийской флотилии РФ, а в субботу заместитель командующего Каспийской флотилии Николай Якубовский сообщил, что «заходы в порты и совместные учения с силами Каспийской флотилии запланированы во второй половине этого года».

Стороны проводили такие совместные военные тренировки и в предыдущие годы. После распада СССР контакты РФ и Ирана носят стабильный и продуктивный характер, особенно в вопросах региональной безопасности. Так, например, российские и иранские дипломаты вместе пытались добиться прекращения гражданской войны в Таджикистане, помогали противникам талибов в Афганистане и выступали против расширения турецкого влияния, а Иран отказался, в отличие от ряда ближневосточных государств оказать поддержку боевикам в Чечне в 1990-е гг.  

Периодически иранские и российские официальные представители предлагают более амбициозные планы регионального сотрудничества в вопросах безопасности. К таковым относятся ряд мер по укреплению доверия между пятью прикаспийскими государствами. С российской стороны поступала инициатива по созданию совместной военно-морской группировки на базе пяти стран с целью повышения безопасности морского судоходства и защиты важнейших добывающих объектов от террористических и прочих угроз. Тем не менее, этим планам не суждено было сбыться из-за имеющихся между странами разногласий по вопросам региональной экономической и энергетической политики.

Но основной фактор, препятствующий расширению иранско-российского сотрудничества – это правовой статус Каспийского моря.

Все дело в том, что являясь озером с географической точки зрения, Каспий является морем с точки зрения международных соглашений. Международное право не применяется к определению границ озер. Но разделение морей на секторы должно проводиться в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, хотя ее из числа прибрежных государств подписала только Россия.  Тегеран предпочитает считать Каспий морем, так как в этом случае, он, ссылаясь на старые договоры с СССР 1921 и 1940 гг. считает Каспийское море «общим», а значит, может выйти за пределы бедной нефтью и газом  иранской части каспийского шельфа, ввиду того, что в этих документах рассматриваются вопросы рыболовства и мореплавания, но не рассматривается вопрос добычи полезных ископаемых.

Также, Россия и Иран настаивают на том, что все прикаспийские страны должны согласовывать прокладку любых трубопроводов через бассейн Каспия ввиду ущерба экологии Каспийскому морю. Такая позиция позволяет блокировать любые проекты каспийских трубопроводов, идущих в обход российской и иранской территории. Показательно то, что Россия и Иран объявили о проведении своих учений как раз в тот момент, когда был официально запущен проект прокладки Трансадриатического трубопровода, по которому планируется транспортировка природного газа из Каспийского и Ближневосточного регионов в Западную Европу. Владельцами трубопровода являются компании Statoil (Норвегия) и AXPO (Швейцария) – по 42,5%, а также E.ON Ruhrgas (ФРГ) – 15%. Администрация проекта Трансадриатического газопровода сразу сообщила о том, что помимо азербайджанского газа, по системе может транспортироваться топливо из Курдской автономии (Ирак). При этом, газ из России или Ирана владельцев трубопровода не интересует.

В этом вопросе, как и в ряде других позиции России и Ирана совпадают, но расходятся во многих других, так что  проведение военно-морских учений следует рассматривать не как прорыв в сотрудничестве двух государств, а как следствие их стремления ограничить влияние Запада в водах Каспия и помешать строительству наносящих ущерб их экономическим интересам энергетических коридоров с востока на запад.

Социальные комментарии Cackle