• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религиозная судебная практика в США

Время чтения: 3 мин
3483

Судебные структуры, функционирующие на религиозной основе, прочно вошли в быт и практику миллионов американцев. Такие данные были опубликованы проектом PEW Research Center.

Исламские судебные структуры, функционируют в США при активном содействии исламских образовательных центров, таких как Исламский институт в Бостоне и таких общественных организаций, как Islamic Circle of North America. В основном, посредством судов решаются вопросы связанные с браком, деловыми и межличностными конфликтами между мусульманами.

Существенной особенностью функционирования исламских судебных структур в США является то, что более чем в 30 американских штатах действует запрет на ведение судопроизводства на основе норм шариата. В период с 2010 по 2012 гг. местные парламенты в 32 американских штатах приняли на рассмотрение ряд законопроектов, согласно которым, государственным судам запрещено в своих решениях ссылаться или каким-либо образом учитывать нормы иностранных или религиозных законов.  За эти 2 года в таких штатах как Аризона, Канзас, Луизиана, Оклахома, Южная Дакота и Теннесси эти законопроекты приобрели статус закона. Из всех этих штатов закон был отменен только в Оклахоме[1], где федеральный окружной суд признал положение, согласно которому в Оклахоме запрещается функционирование судов шариата, нарушающим конституционные права мусульман.

Законы, принятые в других штатах запрещали применение любых религиозных норм в процессе подготовки и вынесения судебного решения, а не только норм шариата. Лишь в 21 из 91 законопроектов содержалось упоминание конкретного свода религиозных правовых норм. Все остальные законопроекты последовательно отстаивали принцип светского судебного законодательства без упоминания норм конкретной религии.

Сейчас исламские судебные структуры, как и другие религиозные суды в Америке, функционируют без широкой медийной и общественной огласки, разрешая трудные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются мусульмане-американцы в повседневной жизни. Как утверждает Ли Энн Бамбак, юрист, занимающийся исследованиями в области религии в университете Эмори в Атланте, нормы Шариата играют важную роль в решении личных и социальных проблем. Наиболее часто, по словам Ли Энн Бамбака, в шариатские суды обращаются по вопросам опеки над детьми и распределения имущества по результатам развода. Однако шариатских судов в их привычном понимании в США сегодня нет. Как правило, судебные функции на добровольной основе берут на себя имамы местных мечетей или образовательных центров.

Например, имам Талаи Эид ведет активную работу в Исламском институте Бостона, который он основал в 2002 году и который специализируется на вопросах применения исламского права в вопросах бракоразводных процессов, права наследования и опеки над детьми.

Однако, как замечает Ли Энн Бамбак, основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие единой структуры среди организаций, занимающихся судебным решением вопросов согласно нормам шариата. Это, в свою очередь ведет к отсутствию единой системы судебных процедур. Также, по-мнению Талаи Эида, немаловажным аспектом является необходимость взаимодействия двух видов законодательства – государственного и исламского. «Сегодня мы вынуждены совмещать нормы государственного и исламского законодательства в своей практике», - говорит ученый.



[1] В Оклахоме запрет распространялся только на суды Шариата.

 

 

Социальные комментарии Cackle