• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ожидание второй волны "арабской весны" - монархия Бахрейна на очереди?

Время чтения: 3 мин
2744

Не успела первая волна «арабской весны» улечься на просторах региона, как эксперты заговорили о второй, еще более мощной, способной смести правящие режимы в устоявших монархиях Персидского залива, а также Марокко. Правда пока только две арабских монархии подверглись скоротечным беспорядкам – Иордания и Бахрейн, а остальные нашли способы поддержать стабильность.

Но если в Иордании ситуация более или менее стабильна, то новости, приходящие из Бахрейна более, чем настораживают. В стране с февраля 2011 г. не прекращается противостояние между оппозицией, представляющей шиитское большинство населения архипелага, и правящим суннитским монархическим режимом. Причем периодически это противостояние принимает острые формы

Во главе протестного движения стоит наиболее крупная и влиятельная шиитская организация Исламское общество национального согласия «Аль-Вефак», лидером которого является Али Сальман. Главными требованиями оппозиции остаются проведение демократических изменений политической системы страны и ликвидация политической и экономической дискриминации шиитов, составляющих около 70 процентов населения королевства. Причем если сначала  «Аль-Вефак» выступало за превращение Бахрейна в конституционную монархию (сейчас Бахрейн является абсолютной монархией), то сейчас все более настойчиво звучат призывы к ликвидации монархического режима во главе с династией Аль Халифа. Также, оппозиция выступает за введение  изменений в деятельности правительства и парламента, формирование кабинета министров, подотчетного парламенту, создание выборного однопалатного парламента, обладающего всеми полномочиями, и, что немаловажно, ликвидация назначаемого королем Маджлиса Шуры. Претензии предъявляются и к правительственной практике «натурализации» т. е. предоставления бахрейнского гражданства суннитам, выходцам из других стран (пакистанцам, саудовцам и др.).

Власти, будучи не в состоянии справиться с протестами движением, прибегли к помощи соседей и в марте 2011 г. в Бахрейн были введены воинские и полицейские контингенты Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта.

В дальнейшем, власти Бахрейна пытались уладить ситуацию жесткими административными запретами (запрет на проведение любых публичных собраний и митингов «до улучшения ситуации в сфере безопасности») в сочетании с небольшими уступками требованиям оппозиции (расширение полномочий парламента). Правда, ни запреты, ни уступки не помогли справиться с протестами. Уступки были названы «формальными», а запреты «недопустимыми».

Желая урегулировать ситуацию, король Хаммад 21 января 2013 г. предложил провести Диалог национального согласия (ДНС), что было позитивно воспринято оппозицией. В диалоге участвуют как суннитские, так и шиитские политические организации, такие как Общество национального демократического действия, Национальное юнионистское демократическое общество, Демократическое национальное общество, Прогрессивная демократическая трибуна и Общество национального содружества.

Часть требований оппозиции была удовлетворена еще до начала работы ДНС. Было выплачено 2,6 млн. долларов в качестве компенсаций родственникам 17 погибших во время протестов. Был принят ряд решений, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации в стране. В частности, программа по уменьшению числа иностранных работников в стране и созданию новых рабочих мест для граждан Бахрейна. Король приказал восстановить ранее разрушенные мечети. Более того, власти пообещали не увольнять людей из-за их политических убеждений.

Первая сессия ДНС начала свою работу 10 февраля. По информации СМИ, диалог проходит трудно. Оппозиция настаивает на освобождении из тюрем политических заключенных, создания переходного правительства и прекращения непрерывных репрессий. Состоялись новые массовые антиправительственные выступления шиитской оппозиции, проходившие под лозунгом «Долой короля Хаммада!».

В целом, учитывая принципиальные разногласия между властью и оппозицией, достижение национального примирения в Бахрейне вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Свержения режима, конечно, не случится, но, возможно в регионе станет на одну конституционную монархию больше. 

 

Социальные комментарии Cackle