• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Новые игроки сирийской трагедии

Время чтения: 3 мин
3536

По сообщениям иностранных СМИ, с середины октября сирийские курды регулярно вступают в стычки с противниками Башара Асада. Курды, до последнего времени сохранявшие нейтралитет, составляют 10% населения Сирии.

Наиболее непримиримо к сирийской оппозиции настроены представители курдской партии «Демократический союз» (ДС), находящейся на территории Сирии и связанной с Рабочей партией Курдистана (РПК), борющейся за создание курдского государства, в т.ч. за счёт населённых курдами районов Турции.

Примечательно, что лидеры Иракского Курдистана неодобрительно воспринимают участие ДС в боях. Масуд Барзани, президент Иракского Курдистана, с приходом американцев получил возможность из оппозиционера стать крупным политиком, и, естественно, лишаться этого статуса из-за передела властных полномочий, который может последовать вслед за распространением арабо-курдского конфликта за пределы Сирии, ему не хочется.


Для сирийских же курдов Свободная армия Сирии и сопутствующие ей группировки – никто иной, как проводники турецкой политики в регионе. Не стоит, однако, считать, что курды поддерживают Б. Асада и его режим. Их цель – это территория. И для достижения этой цели они готовы как на сотрудничество с властями, так и с оппозицией. Лидеры ДС неофициально контактировали и с оппозиционерами, и с проправительственными силами, пытаясь добиться для себя территориально-правовых уступок. Курдские командиры мыслят стратегически, и в первую очередь стараются оседлать жизненно важные транспортные артерии, например, соединяющие Алеппо с Турцией.

Также курды требуют, чтобы оппозиция воевала против Б. Асада, но не в районах, контролируемых курдами. ССА вряд ли согласится на это, учитывая турецкое влияние на ее высшие эшелоны. Анкара может увеличить поддержку сирийской оппозиции, в т.ч., оружием, и с ее помощью попытаться силой решить проблемный курдский вопрос. На фоне этого поддерживающие оппозицию группировки заявили о намерении расширить область активности и на курдские территории.

Турция – давний враг курдов. Рабочая партия Курдистана (РПК) в течение более чем 30 лет ведёт вооружённую борьбу с турецким государством за право обладания собственной государственностью.

Официальный Дамаск заявил, что готов пойти навстречу требованиям курдского населения, вплоть до предоставления автономии, что позволит нейтрализовать турецкий фактор на своей территории.

Но и в Вашингтоне не дремлют, и, дабы еще больше втянуть курдов в гражданское кровопролитие в Сирии, во главе Сирийского национального совета поставили Абд уль Баасит Сейда, этнического курда. Абд уль Баасит Сейд покинул Сирию и перебрался в Европу 10 лет назад.

Опираясь на курдский фактор, США могут основательно закрепиться на Ближнем Востоке. Во-первых, у них уже есть Иракский Курдистан, находящийся под их контролем. Во-вторых, курды – это рычаг давления на Турцию и ее соседей. В-третьих, втягивание курдов в войну в Сирии нейтрализует пусть и временного, но союзника Б. Асада.

Окончательно обосновавшись в сердце Ближнего Востока, США оказываются  в очень выигрышной позиции. С одной стороны – Сирия и выход в Средиземноморье. С другой – Иран и возможность контроля над Каспием, а это, помимо энергоресурсов, возможность влияния на обстановку в Средней Азии и на Кавказе.  Сверху – Турция – союзник по НАТО. С тыла - Багдад и основные союзники - аравийские монархии (Саудовская Аравия, Кувейт, и, далее, Катар, Бахрейн, Оман и ОАЭ). Это, в свою очередь, означает контроль над Персидским и Аденским заливом – местами крупнейших месторождений нефти и газа и транспортной артерии из Европы в Южную и Восточную Азию.

Курдский вопрос – ключевой для всего Ближнего Востока. К его разрешению пытаются прийти разными путями и Сирия, и Турция, и Ирак, и шиитский Иран, где проживает несколько миллионов курдов, но пока инициатива в руках США. 

 

 

Социальные комментарии Cackle