• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Отягощенные злом или за миллиард лет до конца света

Время чтения: 16 мин
3707

19 ноября скончался младший из братьев Стругацких – Борис Наумович Стругацкий. Писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие несомненно были авторитетами для интеллектуальной элиты советской интеллигенции. Их творчество полностью не утратило своего значения и в постсоветской России. В своих произведениях братья Стругацкие ставят важные вопросы, при этом предлагая далеко не однозначные варианты ответов. Задача данной статьи – не столько критика творчества Стругацких, сколько попытка мусульманской интерпретации ответов на поставленные писателями вопросы.

      Казалось бы сложно найти точки соприкосновения ислама и творчества братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Терпимое и доброжелательное отношение к другим людям, социальная активность и ответственность за содеянное, роль нравственного воспитания и интеллектуального образования в жизни общества - темы, рассматриваемые в произведениях Стругацких, близкие и понятные для жителей России, исповедующих ислам.  Взаимоотношения между людьми на основе нравственности пророка Мухаммада (с.а.в.) и несколько абстрактный гуманизм авторов – разные трактовки  одних и тех же вопросов.

Нравственное и безнравственное

       Ислам дает ответ на вопросы о смысле жизни человека, о его отношении к Богу, о его месте в обществе, о нравственности людей, о правилах познания окружающего мира. В исламе разрешается то, что приближает человека  к Аллаху, запрещается то, что отдаляет от Него.  

Человек не боится смерти, не боится окончания своей жизни, потому, что он верит, что душа бессмертна. В этом мире его задача совершить как можно больше благих дел, в процессе своей жизни совершенствуясь духовно, социально.

    А. и Б.Стругацкие:

         «Счастья всем даром и пусть никто не уйдет обиженным». Может быть, в ней весь смысл «Пикника на обочине» (повесть братьев Стругацких)? Может быть. А может быть, в том, что лозунг этот столь же прекрасен, сколь и беспредметен. Сами подумайте: у каждого свое счастье; что одному счастье – другому беда; и что это за счастье, если – даром?

       Человеческое сообщество без морали так же невозможно, как биологический вид без какого-нибудь из основных инстинктов. Без нравственных законов общежития социум деградирует или вообще распадается. По сути, мораль и есть заменитель системы инстинктов для высокоразумных существ. Другое дело, что мораль морали рознь. Мораль инков, мораль древних египтян, мораль викингов – все эти нравственные кодексы так отличались от нынешней морали, что с нашей точки зрения кажутся попросту «кодексами безнравственности». Может быть, в частности, именно поэтому деградировали и исчезли с лица земли эти, некогда могущественные, сообщества? Попытки сменить современную (христианскую) мораль на более «прогрессивную», более «эффективную», более «современную» делались неоднократно: «мораль истинного арийца», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т.д. Успеха все эти попытки не имели. Всем адептам безморального и внеморального бытия надлежит иметь в виду: можно изменить мораль, но нельзя ее вовсе отменить. Можно изменить мораль, но  невозможно в одночасье сделать новую мораль столь же устойчивой, как и старая. Для этого нужны многие и многие столетия.

         Если ты вынужден выбирать между плохим и очень плохим, выбирай так, чтобы плохо было тебе, а не другому (ни в чем не повинному) человеку. Тем более – человечеству. Это будет самое «моральное» решение. Хотя, наверное, и не самое рациональное.

        Интеллигенция, в смысле люди высокой морали, Люди Воспитанные, – это двигатель прогресса, катализатор прогресса, творец прогресса.

    Люди высокой морали – приближенные к Аллаху пророки Аллаха и их духовные наследники.

         Человеку дано три счастья: дружба, любовь и работа. А главным у него может быть что-то совсем другое, вовсе со счастьем не связанное. Например – долг. Например – честь. Например – «желание сделать мир лучшим». И во имя этого главного человек может даже пожертвовать счастьем. Главное, не давать себе расслабиться и разнежиться. Требовать по максимуму от себя и по минимуму от других.

      Можно было бы расширить понятие «любовь», включив в него любовь к Аллаху

 

Отягощение злом

       Для мусульманина внимание с существующего в мире зла переводится на поклонение Аллаху, на пример Пророка (с.а.в.) в этом. Поиск Абсолютного зла безперспективен. Несовершенства этой жизни решаются в каждом конкретном случае по-своему в «рабочем порядке» в соответствии с принципами ислама, со знаниями и духовным опытом.

Сругацкие также занимаются поиском ответов на эти вопросы. Авторский взгляд на мироустройство – сочетание марксизма и гностицизма. В их мире без Бога существует материя, отягощенная злом, Природа, как безличная сила, грозящая человеку («Волны гасят ветер»), саморегулирующееся Мироздание («За миллиард лет до конца света»),  Демиург – создатель несовершенного мира, населенного далекими от идеалов людьми, склонными более ко злу, чем к совершению добрых поступков. Несмотря на это, по мнению авторов, человечество в течение почти ста тысяч лет своей истории выжило, не исчезло с лица Земли и проживет еще миллиард лет.

           В своем последнем романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» (1988) Стругацкие сплели паутину мотивов-прообразов в фантастическую сказку. Здесь проводится несколько сюжетных линий: Демиург, разыскивающий  Человека с большой буквы, терапевта человеческих душ, способного вылечить мир от Зла и граждане со своими жутковатыми проектами по переустройству общества,  учитель ташлинского лицея Георгий Анатольевич Носов и его ученики, неканонический Иисус Христос с учениками-апостолами, Аравия и лжепророк Маслама через несколько лет после смерти Пророка Мухаммада (с.а.в.).

           Со свойственной им легкой путаницей и фантазией авторы повествует о лжепророке Ислама, известном в арабской истории как Маслама или Мусейлима ал-Каззаб – лжец.

     В работе «Мусейлима» Бартольд реконструирует события  периода «ридда» (отступничество), наступившего после смерти Мухаммеда (с.а.в.). На протяжении нескольких лет, пока вся Аравия не объединилась под знаменем ислама, некоторые лжепророки пользовались значительной племенной поддержкой. Лжепророк Маслама, известный под прозвищем Мусейлима аль-Каззаб - лжец, происходил из оседлого арабского племени Бану Ханифа,  родился и вырос в Неджде, в богатой восточно-аравийской земледельческой области Йемама. Он долгое время выдавал себя за святого и имел приверженцев.  Когда Мухаммед (с.а.в.) стал широко известен, Мусейлима посетил его вместе с представителями своего племени с предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед (с.а.в.) ответил:

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину, земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым».

Располагая верностью соплеменников, Мусейлима пытался заключить союз с пользовавшейся высоким положением лжепророчицей Саджах из племени темимитов на севере в Месопотамии. С ней Мусейлима вынужден был заключить договор, по которому Саджах получила половину урожая Йемамы. Согласно преданию, Мусейлима прожил свыше ста лет и был убит в 633 году в битве под Акрабой отрядом во главе с Халидом ибн ал-Валидом, посланным первым праведным халифом Абу Бакром, который рассеял сторонников лжепророка.

     Кроме Мусейлимы в Йемаме, одновременно с ним действовал лжепророк Асвад в Йемене, на юго-западе Аравии. Он также приобрел там, хотя и ненадолго, немалую политическую и военную власть. Мусейлима, как и Асвад, Тулейха, Саджах и другие лжепророки и лжепророчицы появлялись перед верующими с закрытыми лицами, а во время молитвы, впадая в транс, закутывались в плащ или в более плотную одежду. Все это были хорошо усвоенные ими ритуальные приемы, которые они, по-видимому, не раз совмещали с трезвым расчетом. В Коране упоминаются такие лжепророки, что измышляли ложь, обманывали верующих, заявляя, будто им «ниспослано откровение». Такие лжепророки называются гнусными обманщиками: «Есть ли кто нечестивее того, кто выдумывает ложь, ссылаясь на Аллаха, или говорят: «Мне было откровение», тогда как ему никакого не было откровения?» (6:93).

       За два года халифата Абу Бакра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав халифата вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут, а также часть Ирака и Сирии. Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с колоссальным успехом.

Значение и роль религии

     Стругацкие сужают суть религии до воспитательной. При этом теряется ее суть и настоящий духовный смысл.

      А.Б. Стругацкие:

Назначение религии: утишать боль больного и делать сильнее слабого. Мы с глубочайшим уважением относимся к Иисусу. Мы считаем, что Евангелие это – великая книга об одном из величайших людей, живших когда-либо на Земле. Он открыл способ разрешения конфликтов в человеческом обществе: если ударили по одной щеке, подставь другую, прости того, кто ударил. Но, к сожалению, он дает лишь теоретическую возможность прервать кровавую цепь вражды. Лишь единицы способны этот принцип сделать своим, личным; подавляющее же большинство исповедует мораль вражды и мести. Если бы нам удалось регулярно, систематически, без огрехов воспитывать поколение за поколением людей, которые «в среднем» все следовали бы десяти Божественным заповедям, мы жили бы в совсем другом, лучшем мире.

Социальный оптимизм, присущий исламу (все происходит по воле Аллаха), проявляется и частично у Стругацких. Этому находится марксистское объяснение.

А.Б. Стругацкие:

Человечество прогрессирует потому, что денно, нощно и неустанно работает основной закон нашей истории – закон непрерывного возрастания производительных сил. Что лежит в основе этого закона, сказать трудно. Может быть, стремление жить лучше. Может быть, некий (неведомый нам) инстинкт накопления и утилизации знаний. Может быть, известное стремление «работать поменьше, получать побольше», то есть обыкновенная лень. А может быть, все это вместе взятое.

      Безусловно, существуют законы развития общества. Вероятность же свершения тех или иных конкретных событий определяется волей Аллаха. Этот мир был создан Всевышним для поклонения Ему, а в качестве примеров были посланы лучшие из людей – пророки, и среди них тот, кого мы называем «Милостью для миров» - Мухаммед (с.а.в.). Аллах милостив и милосерден. Он любит свои творения, в то же время, испытывая их. Судьбы народов, наступление Судного дня – все определяется волей Аллаха. Мы можем творить благие дела, добросовестно выполнять свою работу и духовно совершенствоваться в поклонении Всевышнему.

Вопросы воспитания

А.Б. Стругацкие:

Человек отвечает только за свои поступки. А если он Учитель, то еще и за поступки своих учеников (хотя и в меньшей степени и не долго). Настоящий Учитель должен быть обязательно человеком нескольких профессий, но с ГЛАВНЫМ талантом – воспитателя и преподавателя. Даже мой (Борис Стругацкий) скромный опыт подсказывает мне несколько имен учителей, которые сочетали в себе умение и преподавать предмет и воспитывать маленького дикаря. В нашем десятом классе было 13 человек. 9 из них кончили с медалью (уровень преподавания) и по крайней мере 10 – выросли вполне нравственными и воспитанными людьми (уровень воспитания).

     Под обучением понимается обучение ребенка культуре мышления, умению получать и использовать информацию. К сожалению, в реальности зачастую обучение воспринимается как вколачивание в детскую голову максимально возможного количества фактов и сведений.     

   Воспитание есть «внедрение в личность» именно морали и именно культуры. По определению.  Разделить обучение и воспитание на независимые компоненты можно.  К сожалению, мир исполнен неисчислимыми толпами умных, точно мыслящих и абсолютно аморальных мерзавцев. Но – к счастью – имеют место и толпы вполне невежественных (по крайней мере, в привычном смысле этого слова), но высоконравственных людей.

  1. Влияние человека на историю и окружающий мир

А.Б. Стругацкие: 

       Если  бы возобладал только непрерывно совершенствующийся и всемогущий разум, структура мироздания тоже нарушилась бы. У непрерывно развивающегося разума может быть только одна цель: изменение природы.

        Никакой человек не вправе уничтожать (любого) другого человека. «Не тобой созданное не в праве ты и разрушить». Мы – категорические противники ЛЮБОГО терроризма, не нахожу ему никакого оправдания и не вижу в нем никакого смысла. И всякая идея, из которой, как некое следствие, вытекает необходимость террора, есть идея поганая и мерзкая по определению.

        Очень многие из большевиков были идеалистами и хотели добра – и для России, и для всего мира. Но, во-первых, они были фанатиками, а во-вторых, к ним моментально примазалась самая отъявленная сволочь – жадные властолюбцы, не боящиеся крови. И завертелась мясорубка. Типичная картина ЛЮБОЙ революции.                    

       Прогрессоры (герои серии повестей Стругацких) - практики, ускорители прогресса, активные борцы за прогресс. Мы никогда не были сторонниками принципа «цель оправдывает средства». Более того, мы всегда были уверены, что неправильно выбранные средства способны изуродовать и обратить в противоположность любую сколь угодно благородную цель.  Если ради идеи приходится убивать людей и разрушать города, то цена этой идее – ноль. Убивать и разрушать можно только в порядке самозащиты, да и то – с большой оглядкой.

      Встречаются в истории отдельные личности, благодаря которым происходят исторические рывки и даже сдвиги (рельеф дна нашей реки меняется, обрушиваются берега, возникают новые островки посреди течения), но решающие изменения происходят ТОЛЬКО под влиянием миллионов людей и ТОЛЬКО на протяжении многих и многих лет. И уж совершенно бесспорным может считаться мое утверждение: «роль личности в истории ничтожно мала», ибо миллионы и миллионы личностей, уходят из мира сего, абсолютно ничего в нем не изменив (более того – поспособствовав тому, чтобы ничего не менялось!), а те немногочисленные единицы, которые, казалось бы, ухитряются что-то в этом мире поменять, на самом деле оказываются на это способны только потому, что «угадывают» желания тысяч и тысяч, вместе с которыми и отклоняют направление равнодействующей – если сильно, то не надолго, если надолго, то значит, несильно.

    Определяющей является воля Всевышнего Аллаха.

  1. Искреннее желание

 В фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятому по повести Стругацких «Пикник на обочине»,  герои, преодолев смертельные и необъяснимые на первый взгляд препятствия,  подходят к комнате, где исполняется самое сильное и искреннее желание человека. Однако добравшись до этого места, они разворачиваются и уходят обратно, так ничего не попросив у «чудесного» подарка пришельцев.  Отсутствие заветного желания? Желания оказались слишком мелкими и примитивными, связанными с сиюминутными страстями и желаниями, далекими от высокой духовности? Или герои фильма – Ученый и Писатель - испугались желаний своего бессознательного, эго (нафса)?

     Ислам помогает упорядочивать свои желания, учит формулировать просьбу – ду`а Аллаху. Наука тасаввуф дает возможность мусульманину воспитать нафс.


  1. Надежда в «Письмах мертвого человека»

        В 1986 году вышел фильм «Письма мертвого человека», в написании сценария которого совместно с режиссером Константином Лопушанским и В. Рыбаковым принял участие Борис Стругацкий. В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается. Главный герой фильма — ученый, лауреат Нобелевской премии, Ларсен, сыгранный Роланом Быковым,  пишет на обрывках бумаги письма погибшему сыну Эрику. На руках у него умирает от радиации жена, сам он ютится в катакомбах музея и пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Это не совсем «фильм-предупреждение», а, скорее, гуманное кино, проповедующее жалость и любовь «при самых скверных обстоятельствах». Фильм кончается словами: «нужно идти, ибо пока человек в пути, есть у него надежда». Последние кадры: несколько детей – воспитанников сиротского приюта, обвязавшись веревкой, уходят в радиактивную пустыню. Надежда ни на кого, кроме Бога, здесь не возможна. Ведь чудес  в мире материалистов не бывает.  Этот едва уловимый оптимизм пересекается с содержанием хадиса, в котором Пророком (с.а.в.) рекомендуется узнавшему о приближении Судного дня человеку продолжать сажать деревья. Второй вывод – объяснить сложные жизни явления только с помощью законов материального мира, с помощью логики разума невозможно.

       К сожалению, культура, гуманизм, несомненный талант и интеллект братьев Стругацких оказались не в состоянии дать полностью объективное видение человека в отрыве от его духовной составляющей. Нераскрытой осталась тема смысла жизни: служение обществу, народу, истории, прогрессу, абстрактному Добру? Мир без Бога – скучен и безрадостен.

Поклонение Аллаху делает жизнь осмысленной и дает надежду человеку на духовное развитие.

Хотелось бы закончить словами цитаты к повести Стругацких «За миллиард лет до конца света»

«Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти,

и я с полпути повернул обратно.

С тех пор все тянутся передо мною кривые, глухие, окольные тропы»

(Акико Ёсано, Трусость)

СПРАВКА

Aркадий Натанович Стругацкий    (1925-1991) родился в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий (1933-2012) родился в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории, с 1960 года — профессиональный писатель.

Мнение редакции может не совпадать с мнение автора

Специально для Islam-today.ru

Социальные комментарии Cackle