«Если халяль вшит в ДНК-код твоего бизнеса, то тут уже вопрос не стоит в том, тяжело или не тяжело»
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
На пути к Halal Lifestyle
Ислам сегодня вторая по величине и одна из самых быстрорастущих религией в мире. Именно поэтому и популярность халяльной продукции растет день ото дня. Сегодня почти четверть всего населения мира сейчас составляют мусульмане.
В Татарстане работа по производству и экспорту халяльной продукции была начала по поручению Раиса Рустама Минниханова в 2020 году.
«На территории России проживают более 20 млн мусульман, которые нуждаются в развитии халяльного образования, медицины, туризма. Сегодня этот рынок очень востребован. […] И я говорю не только о Татарстане, но и о России в целом»: Раис Татарстана.
Ранее муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин отмечал, что «Халяль — это не только колбаса, но и перевозки и обучение. Если маленький мусульманин пришел в этот мир, у него должен быть халяльный садик, халяльная школа. От колыбели до могилы мы должны сделать все, чтобы ему было комфортно в халяльных условиях жить. Это и есть в нашем понимании «Halal Lifestyle».
Как сфера халяль индустрии продвигается на сегодняшний день? Что волнует мусульман? Как внедряются стандарты Халяль среди товаропроизводителей в Республике Татарстан? Какие меры поддержки оказываются предпринимателям, работающим в халяль секторе? Это и многое другое сегодня обсудили в ходе круглого стола в Казани на тему «Внедрение стандартов Халяль среди товаропроизводителей в Республике Татарстан. Состояние и перспективы». Мы в свою очередь также пообщались с бизнесменами, которые каждый день стараются, чтобы «Halal Lifestyle» стал образом жизни как можно большего числа людей.
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Отсутствие единых национальных стандартов по сертификации халяльной продукции
Среди наиболее актуальных проблем развития индустрии Халяль в России – отсутствие единых национальных стандартов по сертификации халяльной продукции. Об этом сегодня рассказала представитель дирекции Международных программ Агентства инвестиционного развития Татарстана Юлиана Сыраева.
В России по ее словам функционирует более 40 систем добровольной сертификации, однако между ними нет единой системы и гаранта-контролера. Кроме того, на отечественном рынке Халяль по-прежнему работают сомнительные структуры, которые выдают сертификаты без должного контроля, что серьезно снижает доверие потребителей. Еще одна проблема – дороговизна халяльной продукции в сравнении с нехаляльными аналогами.
Наценка на халяльное мясо может составлять от 15 до 40 %, в то время как потенциал производства халяльных мясных продуктов ограничен невысоким уровнем дохода большей части населения. К тому же, ассортимент халяльной продукции, выпускаемой в России, пока относительно ограничен. По-настоящему развитым можно считать только производство халяльной мясной продукции, констатировала представитель АИР.
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
По предварительным итогам 2024 года Татарстан экспортировал халяльную продукцию на общую сумму около 13 миллионов долларов.
Эти данные сегодня привел замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Рустем Гайнуллов. Наибольший интерес в странах, закупающих татарстанскую продукцию, вызывает халяльная кондитерская, молочная и мясная продукция, добавил он.
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Комитет по стандарту халяль ДУМ РТ получил аккредитацию в странах Персидского залива. Об этом сегодня рассказал председатель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана Аббяс хазрат Шляпошников, также выступивший в роли модератора круглого стола.
«На сегодняшний день есть дорожная карта Республики Татарстан, где ведомства, структуры, министерства прорабатывают вопрос систематизации вывода продукции производителей Татарстана на экспорт. В первую очередь, это направления Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко, Малайзии, где на сегодняшний день Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ планирует пройти аккредитацию. Первый этап аккредитации в Персидском заливе Комитет уже прошел. Предстоит пройти второй и третий этапы – в Татарстан снова приедут компетентные специалисты. Далее предполагается, что Комитет будет включен в некий реестр, который может при завозе той или иной продукции высвечиваться на таможне и в тех структурах, организациях, которые все это будут координировать, курировать и вести», – рассказал спикер.
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Есть, тем не менее, как отметил Шляпошников, и сложности в вопросе экспорта халяльной продукции Татарстана в некоторые страны. К примеру, в Малайзию. «Малазийские требования настолько щепетильны, что помимо этой аккредитации, с их стороны должна приехать некая группа ветеринаров до завоза мясной продукции, если мясная продукция будет собираться экспортироваться в Малайзию», – констатировал председатель Комитета «Халяль ДУМ РТ.
При этом, по словам спикера, радует то, что сейчас есть некая организация, которая была создана в конце 2023 года. «Она на сегодняшний день активно развивается. Это сообщество, которое собирает органы аккредитации. И, получив одну аккредитацию в той или иной стране, ты можешь с этой аккредитацией двигаться по всему миру, то есть развивать свою сертификацию или свою продукцию по всему миру. Это – большая помощь как производителям продукции, потому что им не нужно будет отдельно в каждом направлении платить деньги за сертификацию. Здесь ты получаешь один документ на все страны сразу. Эта основная тенденция была заложена Комитетом в начале своей работы. Зачем производителю платить напрямую органу аккредитации, когда Комитет «Халяль» за всех производителей проходит аккредитацию, выдает один документ и, видя знак Комитета «Халяль»? Поставщики понимают: да это Комитет «Халяль», который прошел аккредитацию, видится в их реестре. Можно по всему миру мусульманскому развиваться под одним лейблом. К этому мы идем в ногу со временем и хотим достичь некоей результативности именно в этом ключе», – отметил Аббяс хазрат Шляпошников.
Ихсан Овут. Фото: Ислам-тудей
«Стремительный рост индустрии Халяль подчеркивает ее неиспользованный потенциал»
Стандарты Халяль служат мостом доверия между производителями и потребителями. Об этом сегодня заявил генеральный секретарь SMIIC (Институт стандартизации и метрологии при ОИС, Турция) Ихсан Овут, выступая по видеосвязи в ходе круглого стола.
«Стремительный рост индустрии Халяль подчеркивает ее неиспользованный потенциал. А по мере того, как технологии развиваются с каждым годом, изменяются и практики Халяль. И это подталкивает нас идти в ногу со временем. Вы в курсе этих изменений. Это все равно, что иметь ключ к пониманию развивающейся мировой экономики Халяль. Критерии оценки, соответствия продукции Халяль служат основополагающими столпами, их три: стандарты, сертификация и аккредитация… Сотрудничество мусульманских стран обогатило бы процесс разработки стандартов», – отметил спикер. Сейчас, по его словам, все знают, какую ключевую роль играют стандарты, это очень важно. Они служат мостом доверия между производителями и потребителями.
По его словам, принятие единых стандартов обеспечило бы последовательность, надежность и качество всех халяльных продуктов, а это крайне важно для поддержания доверия потребителей как внутри стран, так и в мире.
Шамиль Шовхалов. Фото: Ислам-тудей
Профессор Чеченского государственного университета им. А.А.Кадырова Шамиль Шовхалов по видеосвязи озвучил свое видение проблем и путей развития индустрии Халяль в Татарстане.
Спикер констатировал, что проблемы развития индустрии Халяль в Татарстане и Чечне, как, впрочем, и других регионах России во многом схожи. Касаются они, в том числе, достоверности сертификации продукции по стандартам Халяль, поиска информации о заведениях, имеющих сертификат Халяль, и т.п.
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
«Если халяль вшит в ДНК-код твоего бизнеса, то тут уже вопрос не стоит в том, тяжело или не тяжело»
По словам гендиректора ООО «ИТЛЕ КИТЧЕН» Рамиса Ахмадуллина подобные мероприятия как круглый стол «Внедрение стандартов Халяль среди товаропроизводителей в РТ» помогают сверить часы между различными участниками халяльного рынка.
«На сегодняшний день есть общий тренд, что предприниматели должны выходить за рамки своей деятельности, смотреть на других участков, на их опыты. Это должно, по крайней мере, придавать большую динамику и развитие собственному бизнесу. Считаю такие мероприятия полезными».
Для предпринимателей-мусульман, по словам бизнесмена, сложности и трудности в ведении халяльного бизнеса рассматриваются с определенной точки зрения.
«Если халяль вшит в ДНК-код твоего бизнеса, то тут уже вопрос не стоит о том, тяжело или не тяжело. Тем более, если ты понимаешь такие вещи как баракат либо его отсутствие. Мы очень благодарны Всевышнему, что имеем возможность кормить людей благой пищей. Это безусловно и большая ответственность. Что касается проблем в области развития халяль-индустрии, то правильнее сказать – препятствия; думаю они вполне преодолимы. Нас радует, что руководители нашего государства, республики уделяют большое внимание данному сектору экономики; двигаются в направлении минимизации институциональных ограничений, препятствующих более динамичному развитию индустрии халяль».
Бизнесмен поделился тем, что им удалось еще до принятия закона о партнерских финансах научиться придерживаться в своей деятельности именно халяльных финансовых взаимоотношений: как в отношениях, в части расчётов, так и в части договорных отношений, а также инвестиций. Кроме того, он заявил, что на сегодняшний день компания готова выступать и площадкой для апробации различных инструментов партнерского банкинга.
«Говоря о мерах по более динамичному развитию индустрии халяль, то мы попросили бы обратить внимание на сферу мер государственной финансовой поддержки. К сожалению большинство федеральных и региональных программ так или иначе, связаны с ссудным процентом. Получается поддержка есть, но воспользоваться ты полноценно не можешь, и здесь мусульмане, не то чтобы ты ущемлены, но ограничены в этой сфере», – посетовал бизнесмен.
В Татарстане по словам Ахмадуллина поддержка бизнеса более развитая, однако в целом сфера зависит от конкретных регионов и решающим фактором зачастую здесь выступает преобладающее число мусульман среди жителей, а также их активная жизненная позиция.
«Многие участники рынка вне Республики Татарстан возможно с некоторой долей зависти смотрят на ту активность, которая у нас присутствует в сфере развития халяль. Мы желаем, чтобы у них тоже все развивалось. Ведь увеличение участников данного рынка также будет способствовать развитию отрасли вцелом; будет больше экспертизы. Также мы рады видить, что кроме условно мусульманских регионов, сегодня активно развиваются и Центральный, Федеральный округ Москва, Санкт-Петербург в области халяль. Ведь в целом халяль – это уже знак качества. Это большой плюс, но и большая ответственность. Нам важно это не растерять».
Фото: sylv1rob1/ shutterstock.com
«Хвала Всевышнему Аллаху за возможность заниматься этой деятельностью»
Сегодня участники круглого стола сетовали и на кадровый голод: не хватает специалистов, экспертов в области халяль, причем не только пищевого производства, но и управленцев различного уровня менеджмента.
«В нашей компании работают не только мусульмане, но люди так или иначе, разделяющие наши ценности. Для сотрудников мы предоставляем все возможности и намазы читать, и мечеть посещать на джума-намазах. Это несомненно ценят те, для кого это важно. Хвала Всевышнему Аллаху за возможность заниматься этой деятельностью; а также предоставлять возможность сотрудникам выбирать работу, соответствующую их жизненным ценностям».
«Качественное дешевым не бывает»
Халяль, по мнению Рамиса Ахмадуллина, – это осознанность. «Мы строим бизнес без кредитов и ссудного процента. Относимся к сотрудникам так же бережно, как к клиентам. Используем только проверенное халяль сырье».
Для того, чтобы продукция халяль по сравнению с обычной не была дороже, по мнению бизнесмена, важны роль сертифицирующих органов, их контроль, более того, возможно, введение каких-то мер санкционального характера для участников, которые применяют эту маркировку безосновательно. Однако продукция халяль не может быть и дешевой, поскольку и затраты больше.
«Качественное дешевым не бывает. Речь здесь не только о мясе, где забой скота требует дополнительных издержек. Даже в изготовлении хлеба необходимо соблюдать все стандарты халяль, касаемо всех его ингредиентов, в том числе и красителей. Соответственно и рынок сырья уже сужается: дефицит приводит, в том числе и к повышению цен. Поэтому мы ратуем за увеличение количества качественных поставщиков халяльного сырья и материалов. Желаем успехов и бараката всем неравнодушным участникам рынка халяль индустрии».
Отметим, что участие в круглом столе на тему «Внедрение стандартов Халяль среди товаропроизводителей в Республике Татарстан. Состояние и перспективы» приняли представители Министерства сельского хозяйства РТ, Министерства промышленности и торговли РТ, Агентства инвестиционного развития РТ, исполкомов муниципальных образований, предприятий общественного питания, крупных перерабатывающих предприятий и экспертного сообщества, которые обсудили такие вопросы как решения для бизнеса в части производства продукции Халяль, факторы, влияющие на внедрение стандартов Халяль в муниципальных образованиях РТ, проведение информационной работы через СМИ, научные аспекты в решении проблем индустрии Халяль, меры поддержки для экспортеров продукции Халяль.
Зифа Усманова
Фото на превью: metamorworks/ shutterstock.com