• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ткачество волго-уральских татар: из чего изготавливались традиционные ткани?

Время чтения: 3 мин
1665

Предки волго-уральских татар веками занимались пашенным земледелием в сочетании с домашним животноводством, что привело к значимой роли технических сельскохозяйственных культур в жизни татар.

Для производства тканей они выращивали особые растительные культуры, а также использовали шерсть животных. Чтобы превратиться в ткань, все это сырье проходило сложный процесс обработки и подготовки.

В ходе изучения искусства ткачества у татар известный этнограф Фирсина Сафина выявила следующие этапы работы:

1. Производство сырья и его первичная обработка.

Сюда входило выращивание льна, конопли, а также содержание животных для шерсти и ее начальная обработка.

2. Изготовление пряжи, оно состояло из нескольких этапов:

а) сортировка волокон;
б) прядение – получение нитей;
в) окрашивание.

3. Изготовление тканей – само ткачество.

Исторически сложилось так, что в условиях натурального хозяйства на долю мужчин приходилась лишь подготовка земли к посеву. Они ее предварительно удобряли и вспахивали, а сам посев и дальнейшие работы – прополка, дерганье льна и конопли, изготовление ткани – в основном выполнялись женщинами.

Главным сырьем для ткачества у татар Среднего Поволжья и Приуралья были лен и конопля (растительное сырье), а иногда также шерсть (животное сырье).

В использовании растительного сырья первостепенную роль сыграла древняя оседло-земледельческая традиция, которая своими корнями уходит к булгарскому периоду (IX–X вв.). А живучесть традиций ткачества из шерсти связана с более древними скотоводческими традициями.

Благодаря исследованиям историков и археологов удалось выяснить, что конопля и лен выращивалась предками татар еще со времен монгольской Булгарии, когда эта территория стала частью Улуса Джучи (Золотая Орда).

Эти культуры были популярными среди татар вплоть до начала XX века. В зависимости от региона количественное соотношение посевов конопли и льна у татар менялось.

Так, в Казанском, Лаишевском, Мамадышском, Свияжском, Тетюшском, Цивильском уездах Казанской губернии посевы льна и конопли по площади были равны. В Елабужском уезде Вятской губернии преобладала конопля. А вот в Пермской и Вятской губерниях, за исключением Елабужского уезда, лен был единственной технической культурой.

Это интересно: «Традиции живая нить»: уникальное искусство татарского народа (Фото)

В Западном Закамье – Спасский и Чистопольский уезды Казанской губернии – преобладала конопля, посевы льна были незначительными. В Бирском и Белебеевском уездах Уфимской губернии тоже преобладала конопля.

В лесостепной зоне Предволжья и Закамья посевы конопли превышали посевы льна. На юго-западе Предволжья, в Нижнем Заволжье и в Южном Приуралье преобладала конопля. У татар-мишарей Кузнецкого уезда Саратовской губернии большая часть усадебной земли специально отводилась под посевы конопли. Иногда в Зауралье были единичные случаи, когда татары использовали не культурную коноплю, а дикую.

Благодаря многовековому опыту выращивания конопли и льна, татарами были выработаны важные правила по выбору почвы, ухаживанию за посевами и другие тонкости, которые обеспечивали хороший урожай.

Например, коноплю обычно сеяли по краям полей, очень редко в огородах. Для нее отводился лучший участок земли, который каждый год тщательно удобрялся навозом и обрабатывался лучше, чем участки с другими культурами.

Для льна выбирали поля в низинах, рядом с лесом, озером или болотом. Землю под лен тоже хорошо удобряли навозом, а также проводили тщательную обработку. 

Читайте также: Как Средняя Азия влияла на одежду татар (Фото)

Сбор конопли состоял из двух этапов: сначала собирали мужские стебли, которые не давали семян. Из них изготовлялось более мягкое качественное волокно. В последующем из них делали ткани для одежды, полотенца, скатерти. А женские стебли собирали позже, после созревания семян. Их использовали для производства грубых тканей: мешковины и веревок.

Коноплю и лен собрали вручную, выдергивая горстями, а затем из трех-четырех горстей делался сноп для сушки сырья. В последующем из них изготовлялись нити для ткани.

Источник:
Сафина Ф. Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала: Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 1996.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle