• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как Средняя Азия влияла на одежду татар (Фото)

Время чтения: 3 мин
2148

Одежда и ткань в татарском быте XVIII–XIX века

В XVIII–XIX веках мусульмане в России носили разнообразную одежду, которая отличалась в зависимости от региона и социального класса. Однако в XIX веке многие наблюдатели отмечали, что стили одежды у разных групп татар были в основном схожими, что указывало на общий стандарт одежды в этих общинах. Этот факт хорошо описан во множестве источников того времени.

Русские и европейские путешественники в XVIII–XIX веках в своих описаниях часто уделяли внимание татарской одежде. Рисунки татарской одежды, опубликованные в трудах Петра Симона Палласа (1741–1811), Иоганна Готлиба Георги (1729–1802) и других исследователей, и сегодня широко тиражируются в различных исследованиях.

В XIX веке одежда как значимый элемент материальной культуры фигурировала в этнографических описаниях мусульман России. Однако были также исследования, специально посвященные татарской одежде.

В имперскую эпоху подавляющее большинство татар были крестьянами. Бо̀льшую часть тканей они изготавливали сами, из которой затем шили свою собственную одежду.

В течение XIX века продукция российских текстильных фабрик становилась все более доступной для мусульман как в России, так и в Средней Азии. Однако среди татар яркие среднеазиатские шелка и хлопок оставались очень популярными и престижными даже в XX веке.

Для татар значение высококачественных среднеазиатских тканей выходило за рамки простой одежды. Оно имело важное сакральное значение. Среднеазиатские караваны везли в Россию эти ткани в больших количествах. Они использовались для шитья как местных, так и среднеазиатских моделей одежды. Таким образом среднеазиатские ткани применялись практически во всех типах татарской одежды.

Так, Бурханутдин бин Насретдин аль-Булгари из татарской деревни Параньга (Бәрәнге), будучи студентом в Бухаре, написал своему отцу в апреле 1852 года, что он отправил домой с караваном несколько кусков ткани бухарской алачи. Его отец запросил белый сорт алачи, но Бурханутдин не прислал его.

Он объяснил, что теперь простые люди в Бухаре носят чапаны, сшитые из этой ткани, поэтому он не считает ее подходящей для высокого религиозного статуса своего отца. Вместо этого он купил ему такой тип алачи, который носили бухарские ученые.

Можно выделить несколько разновидностей шелковых и полушелковых среднеазиатских тканей, которые пользовались популярностью среди татар:

1.  Алача – пестрая, солнечная ткань с продольным орнаментом в полоску, нанесенным на темно-синие нити основы. В основном шло на шитье женских и мужских халатов.

2. Бекасаб – полосатая ткань из шелка и хлопка, традиционно использовалась для верхней одежды (мужские халаты и чапаны). И алача, и бекасаб сейчас более известны как техника икат: нити частично окрашивают перед тем как ткать, затем из сотканных нитей образуется узор.

3. Бенарас – полосатая ткань из шелка и хлопка, одна из разновидностей бекасаба. Выработанная ткань получалась в основе белой с синеватым отливом и едва заметными черными полосами.

Богатые татары часто использовали нарядные среднеазиатские ткани для своих пододеяльников. Туника без рукавов, известная как камзол, и более длинная разновидность камзола – казакин были популярны во всех татарских общинах.

До конца XIX века их обычно шили из среднеазиатского шелка и бекасаба. Однако к концу XIX века фабричная ткань вытеснила среднеазиатские ткани при изготовлении этой одежды.

В то же время бухарский орнамент оказывал сильное влияние на татарские стили на протяжении всего XIX века. Например, джилян и чикман, разновидности длинного халата, по-видимому, были смоделированы по крою среднеазиатского чапана.

Хотя чикман обычно не шили из ярко окрашенной среднеазиатской ткани, потому что это была демисезонная рабочая и дорожная одежда. Этот вид одежды впервые появился у татар в середине XIX века.

Использованные источники:
1. Исследования американского ученого Аллена Франка.
2. Суслова С.В. Татарский костюм: историко-этнологическое исследование. Казань, 2018.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle