• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Профессор Файзулхак Ислаев: "Трудно согласиться с тем, что сегодня богословские ориентиры все еще не определены"

Время чтения: 7 мин
5980

На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В дискуссии, развернувшейся на страницах Islam-Today в связи с Концепцией, принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели.

Экспертную оценку Концепции «Ислам и татарский мир» представил доктор исторических наук, профессор Института развития образования Файзулхак Габдулхакович Ислаев:

Актуальность концепции определяется прежде всего тем, что до настоящего времени документа, призванного консолидировать татар на основе исламских ценностей, не существовало. Концепция является первым обобщающим документом по данной проблематике.

Знакомство с концепцией убеждает нас в том, что авторам удалось довольно точно определить место ислама в татарском обществе, выявить специфику татарского ислама, отразить основные аспекты исламского видения актуальных проблем современности во всей их динамике и противоречивости, взвешенно проанализировать особенности ислама на разных этапах татарской истории, отметить роль в этом процессе традиций, институтов государства и ислама. Настоящая концепция еще раз убеждает нас в том, что роль и значение ислама во многом предопределялась поиском консенсуса между мусульманами и государством в меняющейся социокультурной ситуации, политических и конфессиональных предпочтений. В этом плане концепция является существенным ориентиром, способствующем успешному и позитивному решению одной из важнейших социокультурных задач по консолидации татар в современной России.

Концепция структурирована и состоит из 12 разделов. Первый раздел посвящен краткому изложению прошлого ислама с момента его принятия до настоящего времени с акцентом на ключевые события. В целом данный раздел отражает объективный исторический процесс в татарском мире, за исключение некоторых сюжетов.

Вместе с тем имеется ряд предложений и замечаний.

На наш взгляд, следует более четко написать о том, что:

  • с 922 года ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии и признается всем мусульманским миром;
  • самостоятельные татарские ханства были образованы в XV в.

Желательно более четко и ясно определить выдающуюся роль татарских общин (махалля) и мусульманских религиозных деятелей (абызов, мулл, имамов) в сохранении традиционной исламской культуры после потери татарами государственности.

В 1788 году было принято решение о создании Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, а Собрание стало работать в декабре 1789 г.

Система духовного образования у татар не прерывалась, и в этом заключается фундаментальное отличие татарской системы образования от других; 

Некорректно сравнивать количество мечетей в Казанской губернии с количеством мечетей по всей стране во времена СССР, лучше сравнивать данные по всей царской России.

По нашему мнению, трудно согласиться с выводом о том, что в настоящее время все еще не определены богословские ориентиры и основные принципы функционирования ислама. Они, по сути, давно определены нашими выдающимися учеными-богословами прошлого, о чем, кстати, свидетельствует следующий раздел «Богословские ориентиры татарского народа», который по существу является ключевым разделом концепции, где авторы попытались определить особенности татарского ислама и его богословские традиции. Замечаний по этому разделу у нас нет, но есть пожелания:

  • по возможности изложить понятным для всех мусульман языком, так как этот раздел, как впрочем и вся концепция, предназначена не только для ученых-богословов и исламоведов; требуется более тщательная редакция данного раздела;
  • минимизировать критическое отношение к другим мазхабам в рамках ислама суннитского толка, имея ввиду необходимость сохранения единства исламского мира;
  • желательно минимизировать использование имен религиозных деятелей, внесших вклад в развитие исламской мысли;
  • годы жизни великих учителей дать в привычном для российских мусульман летоисчислении;
  • желательно не противопоставлять ислам Западу, а найти другую формулу;
  • в завершении концепции дать глоссарий с популярным толкованием религиозной терминологии, касающейся не только данного раздела.

По третьему разделу «Ислам и нации»:

  • желательно начать раздел со второго пункта, а первый пункт можно вообще не использовать; если авторам данное положение кажется фундаментальным, то добавить ко второму пункту.
  • формирование этнического сознания у татар нельзя связывать с тем обстоятельством, что татарские государства находились далеко от центров исламской цивилизации, следовательно, это положение требует редакторской правки и изложения в другом ключе;
  • публично заявлять о каких-то конкурентных преимуществах татарского народа некорректно, это противоречит Корану (с. 15).

Четвертый раздел «Ислам и вопросы власти» посвящен сложной проблеме взаимоотношений ислама с властью и по объему является самим большим. На наш взгляд, было бы целесообразнее:

  • попытаться сохранить единообразие в ссылках на Пророка Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего). На с. 17 ссылки нет (первый абзац сверху);
  • с. 17 второй абзац снизу можно убрать полностью без ущерба содержанию;
  • в IV части «Духовная власть» рассматривается тезис средневековых мусульманских богословов о том, что «главою мусульман должен избираться представитель рода Курайш». Здесь следовало бы дать сюжет о том, что именно реализация данного положения предками современных татар вызвал к жизни формирование сословия сеидов, игравших ключевую роль в религиозной и политической жизни Золотой Орды и постзолотоордынских государствах (с.19);
  • исправить год создания Духовного собрания (с. 20);
  • раздел требует более тщательной редакторской правки.

Пятый раздел «Отношение к проблеме войны и мира. Веротерпимость» посвящен осмыслению понятия «джихад».

  • начало раздела необходимо отредактировать с учетом современного понимания джихада; редакционной правки требует весь текст раздела.   Шестой раздел «Экономика и мусульманское сообщество» рассматривает особенности исламской экономики.
  • сохранить единообразие с предыдущими разделами, дать нумерацию разделу;
  • отредактировать текст, особенно начало раздела;
  • тщательно редактировать преимущества исламской экономической модели с учетом экономических реалий исламского мира по сравнению с другими странами, особенно с развитыми.

По седьмому разделу «Мусульманская община (махалля) у татар» существенных замечаний нет, кроме редакторской правки.

Восьмой раздел «Мусульманское образование» посвящен определению ориентиров в образовании. Целиком поддерживаю идею об отношении к духовному и богословскому наследию татарского народа как к единому целому. Действительно, давно пора избавиться от устаревшего деления на прогрессивные (джадидитские) и консервативные (кадимистские) направления. Такой подход лишает возможности использования разностороннего опыта в сфере образования: в татарской модели мусульманского образования дореволюционного периода джадидизм представлял собой своеобразную форму светской модели образования, кадимистские учебные заведения продолжали лучшие традиции мусульманской учености.

  • раздел желательно начать со второго пункта, с изложения глубоких традиций в религиозном образовании татарского народа;
  • нельзя связывать влияние «различных зарубежных политических течений» со становлением мусульманского образования у татар; данный пассаж совершенно не к месту;
  • дополнительно зафиксировать в данном документе идею об особой роли в исламском образовании учителя как наставника шакирдов (остаз), который из уст в уста передает в неискаженном виде мудрость ислама;
  • раздел также требует редакторской правки.

По девятому разделу «Ислам и семейные ценности» замечаний нет.

Десятый раздел «Ислам в мультикультурном мире»:

  • желательно упомянуть о кризисе на Западе идеи мультикультурализма;
  • в пункте 1 желательно последнее предложение закончить словом «государства»;
  • более тщательно редактировать текст.

Одиннадцатый раздел «Ислам в информационном пространстве».

Тринадцатый раздел, самый незначительный по объему, посвящен социальным проблема с точки зрения Ислама. К сожалению, данный раздел оказался наименее разработанным и ограничился только констатацией наличия в обществе множества нерешенных социальных проблем.

В целом, по нашему мнению, документ своевременный и необходимый может послужить делу консолидации татарского народа с использованием потенциала Ислама.

Рустем Магдеев, Казань

Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите в социальных сетях о концепции "Ислам и татарский мир"

Социальные комментарии Cackle