• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История татар: как татары оказались в Финляндии?

Время чтения: 6 мин
9789

Как живут татары в Финляндии?

А вы знаете, что татары в Финляндии оказались в конце XIX века? А знаете, что пришли они туда из Нижегородской губернии? Как думаете, к какой социальной прослойке принадлежали эти татары? Об этом мы расскажем вам в очередном материале, посвящённом татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан.

В 1809 году в результате русско-шведской войны (1808-1809) Финляндия была присоединена к Российской Империи. Тогда в своём манифесте Император Александр I объявил о вечном и безвозвратном присоединении Финляндии: «В чреде народов, Скипетру российскому подвластных и единую Империю составляющих, обыватели новоприсоединенной Финляндии с сего времени восприяли своё место навсегда».

В гарнизоны российской армии были направлены татары для строительства военных крепостей на Аландских островах и островах возле Хельсинки. Почти все из них по окончании строительства вернулись в Россию. Сейчас об их пребывании свидетельствует лишь исламское кладбище в Бумарсунде.

Предки нынешних татар пришли в Финляндию из двух десятков деревень Сергачского уезда Нижегородской губернии в период с 1870-х до середины 1920-х годов. В основном это были купцы, торговавшие мехами, кожей, тканями и одеждой, ездившие сбывать товар сначала в Петербург, а затем в Выборг, постепенно осваивая и другие районы Финляндии.

Хорошие условия для торговли не могли не привлечь большое количество татарских купцов. На рубеже XIX-XX веков здесь стала формироваться небольшая татарская община.

Основание первой исламской общины и татарского культурного общества

В 1925 году в Хельсинки была основана первая исламская община, а спустя десять лет появилось Татарское культурное общество, которое, помимо религиозных праздников и обрядов, начало устраивать культурные мероприятия со спектаклями, народной музыкой и танцами, декламацией стихов. 

Татарская мечеть в Финляндии

После окончания Второй мировой войны выборгские татары переселились в Тампере и Хельсинки. Именно в Тампере в 40-х годах была основана вторая община татар. Вскоре появились меньшие по численности общинные группы в Котке, Турку, Раума, Пори и в других городах.

В 1948 году в Хельсинки начала работать татарская начальная школа, финансирование которой осуществлялось на долевых началах за счет Исламской общины и городского муниципалитета. С пришедшей в 1969 году общеобразовательной реформой работа татарской школы, к глубокому сожалению, оказалась невозможной, так как учеников было слишком мало для получения государственных субсидий.

На сегодняшний день во всех городах Финляндии, где живут татары, имеются воскресные татарские школы. В них дети членов общины изучают родной язык, узнают культуру и историю татарского народа. Кроме того, с 50-х годов открылся татарский детский сад.

В 70-х годах прошлого века финские татары были объединены в две организации – «Общество имени Г.Тукая», созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Дахером, и национально-религиозное общество финских татар «Исламия», руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну.

После смерти Гумара Дахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Дахер. В свою очередь татарская молодёжь создала собственную организацию - «FTB» («Fin tatar birligi»), основной задачей которой является решение культурологических проблем.

Бережное отношение ко всему, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями, свойственное татарской диаспоре в Финляндии, проявляется и в активных научно-культурных связях с Татарстаном. Так, к примеру, в своё время на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала с успехом прошел спектакль «Галиябану», поставленный актёра молодёжного самодеятельного театра из Хельсинки.

Совместные творческие работы финских татар и наших соотечественников были показаны в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Общество «Исламия» часто приглашает в гости татарстанских деятелей науки, культуры и искусства. Известный архитектор-дизайнер из Хельсинки Первин Имадитдин была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра Казани к 1000-летию столицы.

Как же живут финские татары? Отличается ли их быт?

Татары Финляндии всегда уделяли огромное внимание семье. В деле сохранения родного языка главная роль исторически принадлежит родителям. Вместе с ними ответственность за воспитание ребёнка разделяют бабушки с дедушками и прочие родственники.

Несмотря на то, что в повседневной жизни татары Финляндии разговаривают, как правило, на финском языке, в семье общение происходит только на татарском. При махалле существует своя учительская организация. Раз в неделю родители приводят маленьких детей в детский сад, где их учат сказкам, стихам и песням на татарском языке.

Ребята школьного возраста регулярно посещают воскресные школы, где им преподают родной язык и основы ислама. После окончания занятий в школе дети едут на 2-3 недели в летний лагерь. Здесь школьники из Швеции, Германии, Турции, США, Канады, а в последнее время и из Татарстана изучают язык, культуру и историю татар. По окончании курсов проводится большой Сабантуй, на который приглашаются родители и друзья, бабушки и дедушки.

На собственные средства махалля выпускает книги, в том числе, сказки, стихи учебники для детей, сборники песен для старшего поколения и многую другую литературу, позволяющуюся ознакомится с культурой татарского народа. Само собой, все тексты отпечатаны на основе латинской графики.

Учебные пособия по татарскому языку представлены в основном татарстанскими изданиями, выпущенными в советское и постсоветское время. Кроме перевода учебного материала с кириллицы на латиницу, существует ещё одна непростая проблема – его адаптация к особенностям речи финских татар.

В целом стоит отметить высокую степень образованности членов татарской общины – приблизительно в два раза выше, чем у среднего жителя Финляндии. Помимо родного татарского, отмечается знание таких языков, как финский, шведский, татарский, турецкий, английский.

Имам-хатыб мусульманской общины Финляндии Рамиль Беляев

На сегодня финская диаспора татар насчитывает около 900 членов, среди которых есть представители крупного бизнеса и государственные чиновники. Среднестатистический представитель махалли приходит на встречи общины дважды в месяц.

Главная цель, так называемых, «чай Кичине», то есть чаепитий, - душевное общение и обмен мнениями. Самодеятельные ансамбли песен и танцев, небольшая театральная труппа готовят культурные программы с чтением стихов, шуточными сценками, выступлением профессиональных и непрофессиональных исполнителей.

Продолжение следует...

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle