• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Суфизм в Османской империи

15537

Со временем получившие официальный статус в государстве различные тарикаты стали основывать свои общины – текке в разных городах Османской империи.

Со временем получившие официальный статус в государстве различные тарикаты стали основывать свои общины – текке в разных городах Османской империи.

Суфизм, или как его еще называют на Западе мусульманский мистицизм, был чрезвычайно распространен в Османской империи.

Стремление к духовному самосовершенствованию, тяга к постижению высшей истины присущи многим людям и следование по духовному пути (тарикат) было распространенным явлением в мусульманской стране, основу законодательства которой составляли законы шариата. Официальные мусульманские духовные деятели по-разному относились к этой духовное практике – одни осуждали ее, заявляя, что это новшество, которого не было во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, другие сами становились членами суфийских братств, и поддерживали их, указывая, что суфии неукоснительно соблюдают Сунну.

Различные суфийские братства использовали разные методы для обучения своих адептов. Но все они проповедовали любовь к Богу, как главное средство избавления от диктата своего эго-«нафса» и освобождения от всего, что мешает этой любви. В связи с этим за суфиями укрепилась репутация аскетов, пренебрегающих удовольствиями земной жизни. Практика многократного упоминания и восхваления Бога – зикр, во время которой были возможны различные экстатические всплески эмоций, закрепили за суфиями репутацию людей «со странностями», которые не были понятны непосвящённому человеку и часто вызывали реакцию отторжения. С другой стороны, в народе ходили рассказы о чудесах -«караматах», совершаемых суфийскими шейхами и они, в свою очередь, вызывали у простонародья подчас суеверный страх и глубокое уважение.

Со временем получившие официальный статус в государстве различные тарикаты стали основывать свои общины – текке в разных городах империи.

Текке были обителями дервишей, куда они могли свободно приходить во время своих странствий. В них располагались места для ночлега, кухни, обеденный зал, помещение для церемоний.

Самыми известными и многочисленными были братства Бекташи, Халвети, Мевлеви, Рифаи, Кадири, Накшбанди и Байрами.

Тарикат Накшбанди – старейший суфийский тарикат, ведущий свое начало от Абу Бакра – близкого сподвижника Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он и сейчас имеет миллионы последователей по всему миру.

Тарикат Халвети был распространен среди ученых-теологов и правительственных чиновников.

Во времена османских завоеваний из суфиев формировались отряды, которые принимали участие в военных действиях. Позднее тарикаты сыграли большую роль в проповеди ислама на новых территориях. Под их влиянием целые народы принимали ислам. Они оказали огромное влияние на культуру, в частности литературу Османской империи: сочинения османских авторов полны суфийских аллегорий и образов.

Из всех суфийских тарикатов в Османской империи особо выделялись братства Бекташи и Мевлеви, возникшие в XIII веке в городе Конья.

Основателем Бекташи считается Хаджи Бекташ Вели, перс по происхождению. Эта школа была популярна среди крестьян Анатолии и в армейской среде. Дервиши-бекташи были официальными духовными наставниками янычар. В османских хрониках корпус янычар называется корпусом бекташи, его члены – общиной бекташи, а их командиры – ага бекташи. В 94 орта корпуса символически зачисляли шейхов бекташи. Белый штандарт шейха тариката бекташи в торжественных случаях несли впереди аги янычар.

Обители тариката бекташи были разрушены после подавления мятежа янычар и ликвидации янычарского корпуса в 1826 году, а сами приверженцы бекташи, принимавшие участие в мятеже, были высланы из Стамбула. Они обосновались на Балканах и до сих пор сохраняют там известную популярность у местных жителей.

Но самым известным стал тарикат Мевлеви, основатель которого Мевляна Джалаладдин Руми прославился своими поэтическими произведениями. Его гуманизм и сострадание к людям, независимо от их происхождения и религиозной принадлежности вошли в легенды. Люди весьма далекие от суфизма восторгаются его притчами, наполненными глубоким смыслом.

Мевлеви, как называют его последователей, исполняют ритуал верчения вокруг собственной оси (сама), который вводит их в особое состояние и практикуется лишь в этом тарикате.

Ритуал вращения, из-за которого мевлеви еще называют «вертящимися дервишами», наполнен особым символизмом.

Он проводился в специальном помещении в обители-текке, выстроенном в форме восьмиугольника с равными сторонами. С одной стороны помещался минбар, а с другой стороны становились музыканты. Зрители располагались на уровень выше.
Руми так говорил об этом ритуале: “Сама - это украшение души, которое помогает открыть любовь, снять покровы и ощутить себя перед Богом»

Влияние Мевляны Руми на мировую культуру таково, что его многочисленные последователи со всего мира 17 декабря ежегодно отмечают день его смерти, когда более 740 лет назад он отошел к Господу. Этот день называют «Шеб-и-Арус».

Мевляна призывал людей к максимальной терпимости, к добрым помыслам, совершению одобряемого и воздержанию от порицаемого, и постижению истины через любовь к Богу. Тарикат мевлеви оформился после смерти Руми и во главе его стал сын Мевляны Султан Велед. С тех пор традиция, согласно которой тарикат возглавляет его потомок по мужской линии, продолжает оставаться неизменной до сегодняшнего дня.

Стать мевлеви было нелегко. Путь дервиша начинался с кухни в текке, где желающий стать членом тариката начинал прислуживать своим старшим товарищам по обители, попутно получая уроки арабского и персидского, и чтения Корана, в перерыве между выполнением черной работы.

Обучение продолжалось 1001 день. Когда учителя удостоверялись, что ученик достаточно подготовлен, они, по общему согласию принимали его в тарикат. Здесь он должен был пройти четыре ступени подготовки. За нарушение морального кодекса его могли изгнать из тариката.

Мевлеви распространились по Анатолии в период упадка султаната сельджуков и становления империи Османов в XIV веке. И если султан Мехмед Фатих сначала запретил дервишам создавать свои текке в завоеванном им Стамбуле, то в последствие они получили разрешение на их постройку в 1491 году. Первое текке было построено в стамбульском районе Тюнель. Потом они появились в районах Еникапи и Бешикташ.

Османские правители начали сближаться с тарикатом мевлеви еще со времен основателя династии Осман-бея. Шейх тариката мевлеви Эдебали опоясал его мечом, который позже стал известен как «меч Османа», и с тех пор каждый султан, Османской империи символически опоясывался этим мечом. В этой церемонии обязательно принимал участие глава тариката мевлеви, который специально для этого прибывал из Коньи в Стамбул.

Между правящим домом Османов и родом Руми существовала и родственная связь – султан Баязид I Молниеносный был женат на праправнучке Руми по женской линии. От этого брака родился будущий султан Мехмед I Челеби. С тех пор османские султаны окружали особой заботой обитель последователей Руми в Конье. Так, султан Баязид II украсил гробницу Руми, его сын Селим I даровал обители множество вакфов. Султан Сулейман Кануни повелел построить для дервишей специальное помещение для их церемоний-сама, мечеть рядом с ней, и украсил мрамором саркофаги гробницы Руми и его сына Султана Веледа. Султан Мурад II построилобитель дервишей-мевлеви в стамбульском районе Галатасарай. Султан Ахмед I сам вступил в братство мевлеви.

Однако не всегда отношениe султанов к тарикату были столь благосклонны.

Так, на 30 годы XVII века – время правления султана Мурада IV, настроенного резко против суфиев и дервишей, - приходится активизация сторонников «чистого» ислама, которые вошли в резкую конфронтацию с их учением.

Хотя мевлеви не стремились к политическому влиянию, они иногда даже против своей воли оказывались втянуты в политические события, происходившие в Османской империи.

Так, например, в 1658 году во время восстания в Анатолии часть мятежников переоделась в одежду дервишей-мевлеви. Чтобы отличить лже-дервишей от подлинных последователей учения Руми, паша, посланный султаном в Конью, приказал читать вслух «Маснави» и играть на флейте. Часть дервишей вскочила и начала кружиться в ритуальном танце-сама, а часть застыла в недоумении, не зная, что делать. Их схватили и, действительно, именно они оказались переодетыми мятежниками.

В период Танзимата – проведения преобразований на европейский манер, суфийские тарикаты и их центры были взяты под особый контроль государства, который сочетал их материальную поддержку с попытками заставить придерживаться определённых правил, в первую очередь - фактического назначения на «должность главы» тариката человека, избранного правительством (как правило, сына того или иного шейха, признанного «достойным доверия»).

Все суфийские тарикаты были запрещены в новой Турции в 1925 году. Однако в отличие от других тарикатов тарикат мевлеви не подвергался преследованиям. Самая старая текке в Конье, где похоронен Джелалдин Руми и его сын, получила статус музея, и вокруг нее был восстановлен целый комплекс зданий. Ежегодно ее посещают сотни тысяч туристов-любителей экзотики и поклонников творчества великого поэта.

К последователям мевлеви в кемалистской Турции относились довольно снисходительно. Их церемонии с ритуальными танцами-вращениями хоть и перестали исполняться публично, продолжали проводиться в частных домах.

В середине 1950 -ых годов танцы-сама провозгласили частью турецкого культурного наследия и разрешили исполнять в качестве развлечения для туристов. Исполнителям сама присвоили звание артистов и в 1970-х годах даже организовали целый ряд заграничных турне с целью познакомить мировую общественность с турецкой культурой. На этот же период на Западе приходится взлет популярности Руми как поэта-гуманиста на Западе.

В 2012 году ритуальные танцы-сама в память о смерти Мевляны были впервые исполнены в Стамбуле.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии для сайта Cackle