• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Суфийский шейх Амаду Мбамба – духовный авторитет и борец с колониализмом в Сенегале

Время чтения: 4 мин
4333

Французы захватили Сенегал в конце XIX века и установили там жесткий колониальный режим, четко отделяя коренных  жителей  от прибывших для управления колонией граждан Франции. Они беспощадно грабили и эксплуатировали местное население, вывозя не только произведенную им продукцию сельского хозяйства, но культурные артефакты. (Во Франции до сих пор существуют  колониальные музеи Musée du Quai Branly  и Cité Nationale de l’Histoire de l’Immigration, в которых демонстрируются вывезенные из разных стран, бывших ее  колониями, памятники культуры коренных народов).

Кроме этого они проводили политику насильственной христианизации и ассимиляции местного  населения.

Колонизаторы  беспощадно подавляли стремление угнетаемых ими сенегальцев выдвинуть из своей среды лидера, который бы возглавил их борьбу за свободу. 

И все-таки такой человек появился. Звали его  Ахмад ибн Мухаммад ибн Хабиб Аллах  или Амаду Мбамба Мбеки  (на местном языке волоф). Он был сыном марабута из суфийского братства Кадирийя Момара Антра Салая и учеником шейха этого тариката Саада Буха.

Однако в отличие от марабутов тариката тиджанийя, которые вели вооруженную борьбу против французов на территории к северо-востоку от Сенегала,  он понимал, что  для открытого сопротивления колонизаторам у местных мусульман нет сил и поэтому призвал их к духовной борьбе – «великому джихаду», моральному самосовершенствованию, которое могло защитить души местных мусульман от навязываемой колонизаторами  чуждой им культуры и обычаев. 

Он написал труды по практике зикра и изучению Корана, самым важным из которых считается «Матлабуль Файзайн» (Поиск счастья в обеих мирах), и где обосновывал важность сочетания духовной и физической работы.  Амаду Мбамба учил, что спасение души верующего заключается в полном подчинении Аллаху и упорном труде. В 1883 году он основал общину для  своих последователей, которых стали назвать мюридами,  в городе Туба, который по его замыслам должен был стать духовной столицей Сенегала и показать мусульманам, как должен жить верующий человек. 

Свой город мюриды  превратили в процветающий оазис, где наряду с сельским хозяйством  занимались торговлей и быстро достигли  материального процветания. Мюриды занимались выращиванием арахиса, который был одним из главных экспортных товаров колонии и являлся своеобразной «валютой»  на ее территории.

Со временем мюриды создали обширные плантации арахиса по всему южному Сенегалу. Братство  оказывало мюридам всяческую материальную поддержку и предоставляло денежные займы. Взамен они передавали в его центр – Тубу часть урожая.  Через несколько лет вновь образованные плантации переходили в собственность тех, кто их обрабатывал.

Амаду Мбамба стали признанным во всем Сенегале духовным лидером, но и число его врагов тоже увеличилось. Местные правители, которых французские колониальные власти сделали начальниками колониальных кантонов Суокабе и Амар Нгоне Фал возненавидели его,  видя в нем опасного политического конкурента, а ведь   он лишь  сказал им: «Только Аллах –  Малик (владыка)», давая понять, что властные полномочия, которыми их наделили колонизаторы, для него ничего не значат.

Колониальные власти сочли его опасным, учитывая  влияние на местное население и в 1895 году арестовали. 5 сентября 1895 года он предстал перед колониальным судом в Сент-Луисе – столице колонии Сенегала. Перед тем как обратиться к суду он совершил два ракаата молитвы, после чего объявил судьям о том, что повинуется лишь одному Аллаху. Колонизаторы,  обвинив  в подготовке восстания,  сослали его в Габон. Он вернулся в Сенегал в 1902 году, но вновь был арестован и сослан в Мавританию. В 1907 году он вновь вернулся на родину, но был помещен под домашний арест, под которым он находился вплоть до своей смерти в 1927 году. Рассказы об арестах и мучениях, которым его  подвергли  колонизаторы, передавались из уст в уста и лишь увеличивали число его последователей. 

Так, согласно одному из этих рассказов, находясь на корабле, который вез его в Габон и, будучи закованным в кандалы, которые мешали  ему совершать намаз,  Амаду Мбамба смог освободиться от них и совершить  обязательную молитву прямо на воде. Согласно другому рассказу, живя в джунглях, он был окружен стаей львов, которые охраняли его и мирно спали у ног.

В 1926 году по его указанию в Тубе стали строить большую мечеть, где Амаду Мбамба был впоследствии похоронен. 

У себя на родине – в Сенегале Амаду Мбамба остался великим духовным авторитетом и после своей смерти. Ежегодно сотни тысяч людей посещают его усыпальницу в Великой мечети Тубы, отдавая дань памяти шейху братства мюридов, численность которого  на данный момент  составляет 1/6 часть населения Сенегала.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle