Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Дозволено ли оставлять на могилах надписи и возводить надгробия?

17952

Дозволено ли оставлять на могилах надписи и возводить надгробия?

Воздвижение на могилах мавзолеев и других построек

Приведем же мнение ученых ахль сунны на воздвижение на могилах мавзолеев и других построек, что ваххабиты считают признаком ширка и объявляют ваджибом снести.

В мазхабе ханафи: Если это делается для украшения, то запретно (харам). Если для того, чтобы сохранить могилу после погребения в ней тела, то макрух.

В мазхабах шафии и малики: Если постройка возводится на земле, принадлежащей вакфу или на общественном кладбище, то запрещено (харам), ее следует снести. Если же на своей собственной земле или в частных владениях друтого лица с разрешения владельца, то макрух, но сносить такую постройку не разрешается.

В мазхабе ханбали: Часть ученых ханбали придерживаются той же точки зрения, что и шафии. Другая же часть вместе с Ибнуль-Кассаром из мазхаба малики считают, что если постройка возводится не с целью самовосхваления, то это дозволено. Того же мнения придерживается Алламе Ибн Хамдун.

Когда Шейху Абдулькадиру Аль-Фаси задали вопрос об этом, он ответил: «Как известно, с самой древности на могилах великих людей Ислама и праведников возводили построения и мавзолеи. Это - выказывание почтительности к благословенным упокоившимся, великим людям и святым Ислама. В то же время это сохраняет могилы от надругательства и исчезновения. Если бы могилы всех Пророков и праведников сохранялись подобным образом, то они бы не забывались. А так как такая забота не была проявлена, многие из них бесследно исчезли».

Надписи на могилах

Согласно мазхабу ханафи нет ничего предосудительного в том, чтобы на могиле что-либо писать в той мере, чтобы можно было определить умершего. Это дозволено и способствует сохранению могил.

Согласно мазхабу шафии, если надпись делается для сообщения имени умершего, это поощрительно (мустахаб). В особенности желательно записывать имена праведников.

Согласно мазхабу малики и ханбали, это макрух.

Покрывала на могилах

Ибн Абидин в своей книге «Танкийхуль-хамидийа» пишет: «Факихи не одобряют того, чтобы на могилы святых и праведников навешивать одежды, покрывала или тюрбаны. Но мы здесь скажем следующее. Если имеет место намерение предостеречь посетителей, чтобы они не забывали выказывать уважения к погребенному в этой могиле, совершали зийарат, соблюдая порядок и не упуская из вида, что находятся в присутствии святого, это дозволено (как мы уже говорили, рух святого пребыва­ет возле могилы). Это не следует запрещать. Поистине, действия по намерениям. Хотя обычай окутывать могилы покрывалом появился позже, он является таким же выражением уважения и почтительности, что и разрешенный и рекомендованный факихами обычай после совершения прощального тавафа  хаджа выходить из Запретной мечети, пятясь назад».

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика