• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Старинная мусульманская архитектура. Купол

Время чтения: 5 мин
9865

 

КУПОЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТРЁХМЕРНУЮ АРКУ, и в мусульманской архитектуре имеет два символических значения: олицетворение свода рая и духовного превосходства, поглощающих эмоциональную и физическую сущность верующего человека. У купола есть также функциональные предназначения: придавать особое значение определённым местам внутри храма, таким как неф и михраб, а также освещать внутреннее помещение. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию". Мировая мусульманская и исламская архитектура.

Во время развития строительства куполов, архитекторам пришлось решить проблему того, как придать квадратному пролёту куполообразную арочную форму. Византийцы и персы решили эту головоломку задолго до мусульман с помощью парусов свода, треугольных сегментов сферы, установленной по углам, для создания постоянной круглой или овальной основы необходимой для воздвижения купола. Вес купола распределялся на паруса, сосредоточившись в четырёх углах, где снизу он также поддерживался пилястрами.

 

Мусульманские мастера использовали эту технологию на протяжении некоторого времени, но, как и в случаях с другими перенятыми и унаследованными идеями, они усовершенствовали строительство парусов купола. Впоследствии всё же они предпочли использовать перемычки, перебрасывающие арки по углам и создающие маленькие ниши. Кульминацией такого строительства стало создание мукарн, украшавших внутреннюю сторону купола. Вы можете прочитать о мукарнах более подробно в предыдущей статье.

 

Арабская мусульманская архитектура. Полукруглые купола

Наиболее древним и широко распространённым в строительстве является полукруглый купол. Ранние купола строились на пересечении перед михрабом и были достаточно некрупными: например, в мечети аль-Кайруан (670-675 годы), а также мечетях династии Омайядов в Дамаске (705-707) и Кордове (756-796). По истечению веков купола увеличивались в размере и количестве: возводились по центру храма, а иногда покрывали целиком всю крышу «мавзолеев» (гробниц основателей и святых). В период правления Османской империи купола строились таким образом, что укрывали весь храм, и были окружены дополнительными менее крупными куполами, как в мечети Сулеймана.

Традиционно купола строились из смеси известкового строительного раствора, маленьких камней и щебня, которая выливалась на деревянные формы. Там она находилась до того пока не высохнет известь. Недостатком этой технологии было то, что она требовала большого количества древесины, недостаточно распространённого материала в засушливых регионах. Каменотёсам приходилось долго ждать прежде, чем они могли перенести формы после сушки к другой части здания, поэтому строительство занимало большое количество времени.

Облегчение строительства требовало изменений. Во-первых, деревянная кладка арки по кружалам была заменена на кирпичную, а использование четырёх парусов позволило превратить радиально расположённые полукруги в круглую основу купола. Горизонтальный ряд кирпичной кладки возводился благодаря расположению кирпичной арки по грани, прилегающей под углом к торцовой стене. Для создания свода или потолка последующие арки укладывались параллельно, и цементировались строительным раствором с уложенными плашмя кирпичами предыдущей арки.

Мусульманские мастера также использовали в строительстве рёбра, которые позволили им строить купола тем же методом, что и ребристые своды.

 

Арабская исламская архитектура. Луковичные купола

Строительство луковичных куполов было популярно у моголов, распространивших этот стиль по Персии, Индийскому субконтиненту и Азии. Столь знакомые сегодня луковичные купола храмов Москвы и России впервые появились в Венеции, где они украшали фонари куполов кафедрального собора Святого Марка. Сами купола были построены из деревянных корпусов на приподнятых полукруглых формах, поддерживающих фонари и луковичные маковки. Этот архитектурный образец был возведён в середине 15 века. Купола выполнены в виде стрельчатых или готических арок, элемента нового архитектурного стиля, ставшего модным после его распространения в 14 веке в мусульманских странах (особенно в Персии и Азии). С точки зрения эстетики, луковичные купола великолепно смотрятся с готическими арками.

 

Постепенно этот архитектурный элемент начал распространяться в Восточной Европе: до применения камня в строительстве сначала использовалось дерево. Причиной заимствования, вероятно, стала мечеть Купола Скалы в Иерусалиме, а также сирийские храмы (были найдены мозаики эпохи Омайядов с изображением ранних форм подобных куполов).

 

Исламская культура. Двойственность купола и минарета

Внушительные мечети производят на нас незабываемое впечатление своими минаретами, достигающими облаков и уравновешивающими положение центрального купола между панорамой окрестностей и линией горизонта. Двойственность купола и минарета была художественно притягательной для многих западных мастеров искусства, включая Сэра Кристофера Рена.

 

Отец Сэра Кристофера Рена был настоятелем Виндзор, а дядя Мэтью Рэн – епископом Нориджским. Сам Кристофер Рен – выпускник Оксфорда (1653), ставший впоследствии профессором астрономии в Грешем-колледже (Лондон). Он был выдающимся математиком, экспертом в теориях естественных наук, и известным архитектором с большим чувством уважения к мусульманской культуре, которое выражалось через заимствование архитектурных решений мусульманских мастеров в его работах. В величайшем его проекте, кафедральном соборе Святого Павла, влияние мусульманского искусства можно проследить в строении куполов, боковых нефов, а также комбинации купола и башни.

Специально для Islam-Today.ru

Мусульманская исламская архитектура

Социальные комментарии Cackle