История

Отношение к государственному имуществу Пророка (мир ему) и праведных халифов

3076

Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения

Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения

Рассказывает Умму Саляма (р.а.): «У меня есть информация почти про все имущество, которое поступало к Посланнику Аллаха (мир ему), пока Аллах Всевышний не забрал его душу. Однажды в начале ночи ему принесли кожаный мешок с восемьюстами дирхамов. Этой ночью Пророк должен был остаться у меня, поэтому он отправил этот мешок в мой дом. Сам же он вернулся после совершения ночного намаза и удалился в уголок, где совершал намазы. Я уже расстелила ему постель и принялась ждать его. Он долго совершал намаз, после вышел и снова вернулся к поклонению. Так он делал на протяжении всей ночи,  пока не прозвучал азан на утренний намаз. Совершив утренний намаз, он вернулся и сказал: «Где тот кожаный мешок, который принесли вчера?» Ему принесли тот мешок, и все, что в нем было Пророк раздал. Я сказала: «О Посланник Аллаха! Сегодня ты сделал то, чего раньше не делал». Он ответил: «Этот мешок беспокоил меня во время намаза. Я выходил, проверял сохранность мешка, затем возвращался и снова совершал намаз» (Табарани, Муджаму аль-Кабир 23/414 (999).

Ответ Умара родственникам, которые требовали для себя привилегий при распределении имущества

Аслям рассказывает: «Люди из рода Адий, придя к Умару, сказали следующее: «Ты халиф – наместник Посланника Аллаха (мир ему) либо Абу Бакра. Халиф Абу Бакр же – наместник Посланника Аллаха (мир ему). Вот это так и есть. Нельзя разве и себя поставить в привилегированное положение подобно тому, как ты раздал привилегии другим людям?» Умар рассердился и сказал: «Посмотрите на этих людей из рода Адий! Вы что, хотите использовать меня, и ради своей пользы свести на нет все мои благие деяния? Нет, я не выполню вашу просьбу. Даже если вы окажетесь в самом конце очереди, все равно для вас у меня нет привилегий. (Как подойдет ваша очередь, вы получите что вам причитается). Каким путем шли мои предшественники – Посланник Аллаха и Абу Бакр, таким же путем пойду и я. Если я пойду против этого пути, то остальные пойдут против меня. Клянусь Аллахом, мы достигли благ этого мира, а также надеемся на награду мира следующего, только следуя Сунне Мухаммеда (мир ему).

Он –  самый почитаемый и обладающий самым высоким положением среди нас. Его семья, самая достойная среди арабов. Те, кто по своему положению ближе к нему, имеют более высокую степень достоинства. Арабы получили почет посредством Посланника Аллаха (мир ему). Возможно, дальние предки некоторых из нас, соединяются с родом Пророка (в каком-то поколении). Между нашим родом и его родом могут быть несколько поколений. Более того, возможно наш род вплоть до Адама разъединяется всего несколькими предками. Но, тем не менее, клянусь Аллахом, если придут в день Страшного Суда неарабы, у которых будет много благих дел, и придем мы, а у нас благих дел не будет, то эти неарабы окажутся ближе к Мухаммеду, чем мы. Так пусть никто не смотрит на родственную близость, а старается следовать повелениям Аллаха. Так как если ваши деяния будут с недостатками, то никакие родственные связи вам не помогут» (Аль-Хинди, Кянз-уль-Уммал 4/885 (11658)).

Аслям также рассказывает: «Я видел, как Абдуллах бин Аркам пришел к Умару (р.а.) и сказал: «О Повелитель правоверных! У нас есть дорогие украшения и серебряная посуда. Заходи в свободное время и дай нам совет в этом вопросе». Умар ответил: «Если увидишь меня свободным от работы, то позови». В один день пришел Абдуллах бин Аркам и сказал: «Я полагаю, у тебя сегодня есть свободное время». Умар подтвердил это и попросил его расстелить кожаный коврик в указанное им место. Абдуллах выложил туда драгоценности и посуду, о которой он говорил. Умар, стоя перед этими вещами сказал: «О Аллах! Ты сказал в Своей Книге об этом имуществе: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Семейство Имрана, 3/14). Также Ты сказал: «Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (Железо, 57/23). И мы не можем радоваться ничему, кроме того, что Ты нам приукрасил. О Аллах, помоги нам правильно расходовать эти средства. Прошу у Тебя помощи от зла, которое они могут принести.

В это время к Умару подошел его сын Абдуррахман бин Лухаййа. Когда сын попросил Умара дать ему одно кольцо, Умар сказал ему: «Сынок, иди к маме, чтобы она накормила тебя кашей», - и отправил его, ничего не дав ему» (Аль-Хинди, Кянз-уль-Уммал 16/ 191 (44214)).

История Асыма сына Умара

Рассказывает Асым бин Умар: «Когда досточтимый Умар меня женил, он в течении месяца выдавал мне материальную помощь из казны. После он со своим подчиненным, которого звали Ярфа прислал мне весть и я пошел к нему. Он сказал мне: «Смотри сынок, до того, как я стал халифом, я не считал казенное имущество дозволенным для себя, кроме того, что было моей законной долей. Но после того, как я стал правителем, я получил право брать себе из казны небольшую зарплату, ведь защита данного имущества стала одной из моих обязанностей. Я выдавал тебе в течении месяца материальную помощь из Байт уль-Мала – казны. Теперь я не смогу этого делать. Но я могу помочь тебе другим путем: сходи на мою землю в Габе, отрежь часть участка и продай. С вырученными деньгами подойди к какому-нибудь торговцу из твоего племени и вместе с ним веди торговлю на эти деньги. Когда он будет закупать товар, ты тоже вложись вместе с ним. Таким образом, ты сможешь обеспечивать и себя, и свою семью» (Аль-Хинди, Канзу аь-Уммаль 12/869 (35998)).

Случай, произошедший между досточтимым Умаром и его женой

Рассказывает Малик бин Авс бин Хадесан: «Правителю Умару (р.а.) пришел посыльный от короля Византии. Жена Умара ибн аль-Хаттаба, заняв динаров, купила на них духи, и, наполнив ими хрустальный сосуд, отправила ее вместе с посыльным в подарок жене правителя Византии. Получив посылку жена правителя опустошила сосуд и наполнив его драгоценностями, вручила посыльному и отправила обратно. Когда жена Умара разбирала посылку, в комнату вошел муж и спросил: «Что это?» Услышав ответ, досточтимый Умар взял драгоценности, продал их, вернул жене стоимость духов, а оставшуюся сумму сдал в казну» (Аль-Хинди, Кянз-уль-Уммал 12/875 (36015)).

Случай, произошедший с Ибн Умаром и его отцом

Рассказывает Ибн Умар: «Я купил несколько верблюдов и отправил их на охраняемое казенное пастбище, что бы они там паслись. Через некоторое время, когда они набрали вес, я отвел их на рынок. Досточтимый Умар, увидев на рынке упитанных верблюдов спросил: «Это чьи верблюды?» Ему ответили, Абдуллаха бин Умара. «Так значит Абдуллаха, сына Умара! Сына Повелителя правоверных!», - разговаривал сам с собой отец. В этот момент я  второпях прибежал и сказал: «О Повелитель правоверных, что случилось?» Он сказал: «Что это за верблюды?» Я ответил: «Я их купил и отправил пастись на казенное пастбище, чтобы заработать, как и другие мусульмане». Тогда отец сказал: «Пасите верблюдов сына Повелителя правоверных! Поите верблюдов сына Повелителя правоверных!» (Эти слова, по всей видимости, являются не приказом, а, скорее, иронией, чтобы показать, насколько неправильно использование государственных ресурсов в целях личного обогащения). Затем повернулся ко мне и сказал: «О Абдуллах! Продай верблюдов, забери свой вложенный капитал, а остальное верни в казну» (Аль-Хинди, Кянз-уль-Уммал 12/872 (36006)).

Раздача Али бин Абу Талибом народу имущества из сокровищницы

Рассказывает Антара аш-Шайбани: «Досточтимый Али брал джизью и харадж с каждого ремесленника и с каждой произведенной ими продукции. После он раздавал собранные средства народу сразу же и целиком, не оставляя на следующий день. Бывало иногда, что в периоды, когда дел было очень много, он не успевал сразу же раздавать собранное, и тогда он восклицал: «О, дунья (мир ближний)! Отстань от меня, обманывай не меня, а других».

В риваяте Абу Убейда от Антары говорится следующее: «Я пошел проведать досточтимого Али. В это время к Али пришел его слуга Канбар и сказал: «О, Повелитель правоверных! Ты не задерживаешь и сразу раздаешь все пришедшее богатство. Но ведь и у твоей семьи есть право на долю этого богатства. Поэтому я отложил немного для тебя». Али спросил: «И что же это?» Канбар сказал: «Пойдем, посмотрим, что это». Канбар отвел Али к месту, где стояли позолоченные мешочки, наполненные золотом и серебром. Увидевший это Али воскликнул: «Горе тебе, разве ты хочешь предать мой дом огню?» После этого досточтимый Али взвесил эти драгоценности и поровну раздал нуждающимся, согласно списку» (Абу Нуайм, Хилья 1/82).

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle
Home