• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Опыт прошлого: что писали светские журналы об исламе сто лет назад

Время чтения: 4 мин
3007

                          

«Намереваясь сделать что-то, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» - пророк Мухаммад (с.а.с.)


Такой мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне

Журнал «Нива» (учрежден в 1869 г.) в одном из номеров 1910 г. разместил фотографию мусульман, собравшихся заложить первый камень Соборной (татарской) мечети в Санкт-Петербурге - ныне памятника исламской архитектуры в России. Но события 1917 г. духовную составляющую истории девуалировали. Санкт-Петербургская Соборная мечеть, увенчанная исламским куполом с расписными потолками, была передана Ленгорздравотделу. Хотя могли стереть культовое сооружение с лица земли.

Освещение исламского события в светском журнале в начале ХХ века воспринимается с теплом и благодарностью к той эпохе. Отметим, что закладка камня будущей мечети в 1910 г. не вызвала акцию протеста, привычную для нашего времени, такое не позволяла культура императорской России. А журнал «Нива» имел обыкновение писать достоверно, благородно обо всём благородном, не фильтруя контент и события по религиозным признакам. Благодаря дореволюционным публикациям светского периодического издания сохранилось трогательное свидетельство о благодеяниях мусульманской уммы в условиях царской России.

Лопатка в серебре…

«На акте закладки Петербургской Соборной мечети присутствовали государственные, духовные и общественные деятели, а также гости, приглашенные на торжество. В центре внимания был Эмир Бухарский Сайид Абдул-Ахад-хан, без финансовой поддержки которого строительство мечети могло бы затянуться еще на многие годы», - писал журнал «Нива» № 8, 1910 г. Автор: Карл Булла.

В знак признательности Эмиру, закладка Соборной мечети была приурочена к 25-тилетию его правления. Ко времени церемонии закладки мечети ее фундамент уже существовал. Место, предназначенное для торжественного акта, было обнесено оградой, над ним поставлен куполообразный шатер, украшенный флагами. Вокруг шатра установлены щиты с текстами из Корана. Для церемонии были подготовлены закладная доска, несколько белых мраморных кирпичей, серебряные лопатка и молоточек.

Церемонию закладки открыл ахун второго мусульманского прихода Атаулла Баязитов. После молитвы А. Баязитов произнес речь, в которой, в частности, прозвучали такие слова: "Коран говорит: "Аллах красив и любит красоту". Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красотой городу. Такой мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне. Мечеть красива, но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы мечеть эта воспроизводила нас в духовно-нравственной красоте". После речи ахуна председатель Комитета по постройке мечети полковник Абдул-Азиз Давлетшин прочитал надписи на русском и татарском языках, выгравированные на закладной доске:
"1910 года февраля 3 дня в присутствии генерал-адъютанта шейха Абдул-Ахад-хана Эмира Бухарского и других почетных гостей заложена сия мечеть на земле, подаренной С.-Петербургским мусульманам Его Высочеством Эмиром. Да славословят в этом верующие Всевышнего о здравии главного жертвователя и всех тех лиц, кои денежными взносами или личным трудом содействовали возведению этой мечети". Первый камень в основание мечети положил Эмир Бухарский и пожертвовал 5000 рублей на нужды бедных.

Муфтий Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) М. Султанов произнес слова благодарности ахуну Баязитову – главному инициатору и организатору сбора средств на постройку мечети – и пожелал ему здоровья. Ахун в это время был тяжело болен, но все же нашел в себе силы приехать и руководить церемонией закладки.

Справочная информация

Строительство было начато по инициативе ахуна Г. Баязитова и проводилось на средства эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахат-хана (скончался в 1910 г.), татарских предпринимателей и др. Строительство было продиктовано идеей свободы веры, характерной для политики царской России: с присоединением к России при Александре III Средней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины.

Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 г., на второй день Романовских торжеств (первое богослужение совершено накануне, 21 февраля, в присутствии эмира Бухарского Сеид-Алим-хана и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, бывших в Санкт-Петербурге в связи с торжествами).

Из мечети сделали склад

В 1927-1930 и 1940-1956 гг. мечеть не функционировала, в 1940 г. здание было передано Ленгорздравотделу и стало использоваться как склад медицинского оборудования. С 1956 г. возвращена верующим.

Мечеть-джами с двумя минаретами и антресольным молельным залом, перекрытым куполом. Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ. Азан с её минаретов не читается.

На первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной медрессе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама. До 2013 г. имамом мечети был муфтий Жафяр Насибуллович Пончаев.

Светлана Мамий. Москва

Что Вы думаете об этом?

Остаьвте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle