Как в Стране утренней свежести появилась татарская диаспора?
Многие, наверное, слышали о том, что в первой половине XX века в разных городах Японии и Маньчжурии (северо-восток совр. Китая) существовали довольно хорошо развитые татарские диаспоры. Однако мало кто знает, что такие татарские диаспоры существовали и в Корее. Сейчас мы стараемся больше узнать о них. Одна из причин, которая этому мешает, – отсутствие специалистов по истории татар, владеющих корейским языком.
В 1910-1945 годах Маньчжурия и Корея находились под японской оккупацией, и на этих территориях были введены японские законы. Поэтому эмигрировавшие из России татары, опираясь на предоставленные мигрантам права, смогли создать в Корее, Маньчжурии и Японии свои официальные общины и связанные с ними учреждения (мечети, школы, кладбища и др.)
Самая большая татарская диаспора в Корее располагалась в городе Сеул. В те годы он назывался на японский манер Кёйдзё, что означает «столичная крепость». Первые татары появились здесь примерно в 1919 году. Как и в других местах, татары старались селиться компактно, поэтому в Сеуле возникла своя мусульманская махалля. В те годы японцы проявляли большой интерес к исламу и поощряли переселение мусульман на свои подконтрольные территории.
Татарские переселенцы в основном занимались торговлей и были довольно обеспеченными людьми. В Маньчжурии, Японии и Корее с ростом количества мигрантов татары постепенно стали приобретать в собственность землю и строить здания для нужд общины.
В 1926 году татарская община Сеула приобрела двухэтажное здание для школы, а также участок земли для мусульманского кладбища. Позже эту школу назвали «Нугмания» в честь своего основного попечителя – Габдулхака Нугмана. Долгие годы кладбище в Сеуле было единственным мусульманским кладбищем в Корее, и здесь хоронили татар со всей страны. Здание школы также использовалось как мечеть во время пятничных и праздничных намазов.
Интересно, что магазины местных татар назывались не только личными именами собственников, иногда им давали названия, связанные с Россией и родными краями. Вот некоторые из них: «Казань», «Кама», «Нур», «Алтай», «Байкал» и другие. Татары в основном торговали тканями, галантереей и одеждой, а свои товары по большей части они привозили из Японии.
У общины были свой глава, секретарь, а также имам. Благодаря некоторым газетам того времени известно, что в 1933 году главой общины был Карим Сулейман, секретарем – Г. Муллин, а имамом – Гарифулла Гиззатуллин. В том же году, 5 июля, община дружно отметила праздник Маулид в честь дня рождения пророка Мухаммада (с.а.в.).
Татары из Кореи были одними из главных спонсоров создания издательского дела на Дальнем Востоке. Главным местом издания книг для татарских общин стала Матбага-и Исламия – издательский дом «Исламия» в Токио. В 1934 году они пожертвовали большие деньги, чтобы в Матбага-и Исламия был издан Священный Коран. Один из экземпляров этого Корана сейчас хранится в Казани в Музее исламской культуры при мечети Кул Шариф. А также в 1950 году на их пожертвования был издан «Тафсир» – комментарии к Священному Корану на татарском языке.
В 1935 году татарскую общину в Сеуле посетил Гаяз Исхаки. Целью его визита было стремление объединить татар Маньчжурии, Японии и Кореи в единую организацию. В конечном счете ему удалось это сделать. Однако после Второй мировой войны, из-за начавшейся гражданской войны, представителям татарской общины в Корее пришлось иммигрировать в Турцию, США, Канаду и Австралию. Но внуки этих татар бережно хранят память об истории своих предков в Корее.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Автор: Дамир Гайнутдинов