• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как финские татары создали «Общество Тюрков города Тампере»

Время чтения: 5 мин
1504

"Финские татары. Из спектакля "Галия Бану" 19 февраля 1946 года. Из книги Муаззез Байбулат"

"Финские татары. Из спектакля "Галия Бану" 19 февраля 1946 года. Из книги Муаззез Байбулат"

К концу 19 века в городе Тампере, являвшемся промышленной столицей Великого княжества Финляндия, начала формироваться татарская община. Особенно этому способствовало открытие в 1876 году железной дороги Петербург-Тампере. В поисках новых покупателей татары-коробейники, торговавшие до этого в Петербурге, по железной дороге стали приезжать в Тампере. Основным товаром, которым они торговали, был текстиль. Отсутствие сильной конкуренции позволило многим на этом быстро разбогатеть.

Как в финском городе Тампере татары сохранили свой язык, религию и культуру?
У обосновавшихся в Тампере татар дети стали ходить в обычные финские школы. Но стала назревать большая проблема: как передавать новому поколению знания об исламе, обучать их чтению Священного Корана, а также учить родному языку, культуре и истории?
08.10.2020
3806

В основном это были выходцы из татарской деревни Актук (Актуково) Сергачского уезда Нижегородской губернии. Однако были также переселенцы из других соседних деревень: Медене (Медяна), Уразавыл (Уразовка), Атяравыл (Антяровка), Суыксу (Ключищи), Кызымавыл (Кузьминка), Кадымавыл (Кадомка), Чумбели (Чембилей), Семочки (Семеновка) и Рбишча (Рыбушкино). 

Еще до революции татарская община города Тампере пригласила к себе имамом и учителем Аляутдина Аббасова. В 1910-е годы преподавание детей велось в доме имама, а также там проходили пятничные и праздничные намазы. После вынужденного отъезда Аляутдина Аббасова на родину в Казань, муллой и учителем был приглашен Гибадулла Муртазин (1895-1968). Он приехал в Тампере из Германии в 1923 году и более 20 лет своей жизни посвятил просвещению местной татарской общины.

В одном из номеров главного татарского иммигрантского журнала «Новый Национальный Путь» («Янга Милли Юл», №2, 1931), который издавался Гаязом Исхаки в Берлине, Гибадулла Муртазин сообщал о незавидном будущем татарской общины в Тампере. Он писал, что у местной общины пока очень мало возможностей для сохранения культуры и веры, особенно среди молодого поколения. И если положение не изменится, говорил он, им грозит полная ассимиляция. Гибадулла Муртазин указывал на то, что татарам необходимо поверить в свои силы и создать специальное общество, которое бы занималось сохранением культуры, религии и языка.

Гибадулла Муртазин (1895-1968). Из книги Муаззез Байбулат

Гибадулла Муртазин (1895-1968). Из книги Муаззез Байбулат

Сначала инициативу проявила женская половина общины. В 1934 году благодаря стараниям Мехрусы Вафиной (Mehrusa Wafin) было создано «Общество молодых женщин» («Яшь ханымнар оешмасы»). Во время праздника Рамадан, 6 января 1935 года, этим обществом было организовано большое мероприятие. Мехруса Вафина выступила с речью о необходимости сохранения своего национального самосознания, культуры и языка в окружении инокультурности. Хотя это общество не было официально зарегистрировано, именно оно послужило поводом к созданию «Общества Тюрков города Тампере».

До официальной регистрации «Исламской махалли Тампере», «Общество Тюрков города Тампере» играло очень важную роль в жизни местной общины. Оно всегда выступало организатором религиозных и национальных праздников для мусульман в Тампере.  Они стали настолько популярными, что на эти мероприятия приезжали татары со всей Финляндии. 

Детский хор. Вечер посвященный татарскому национальному поэту Габдулле Тукаю, Банкетный зал Hospiz Emmaus, 1967 год. Из книги Муаззез Байбулат

Детский хор. Вечер посвященный татарскому национальному поэту Габдулле Тукаю, Банкетный зал Hospiz Emmaus, 1967 год. Из книги Муаззез Байбулат

«Общество Тюрков города Тампере» («Tampere Türkler Birligi») было создано и официально зарегистрировано государственными органами Финляндии в июле 1935 года. Главной целью создания общества указывалось: знакомство со своей историей и сохранение национальной культуры. Большую роль в работе общества сыграл Гибадулла Муртазин, именно он практически всегда брал на себя функции организатора и ведущего культурных программ. С момента основания и вплоть до 1954 года он был его бессменным председателем.  Если в первые годы официальными членами общества являлись примерно 50 человек, то в 1961 году их было уже 119 человек. На протяжении долгих лет «Общество Тюрков города Тампере» является важным элементом в жизни местной татарской общины. 

 

Мухсин Нурулла

Использованные источники: 

Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslamMahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle