• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История появления праздника Мавлид ан-Наби

Время чтения: 4 мин
9701

Мавлид — это торжество, посвященное рождению пророка Мухаммада (мир ему). В тоже время мавлидом называют литературные произведения, посвящённые посланнику Аллаха (мир ему) и его жизни. Поэтому месяц, когда родился Пророк (мир ему) называют - “месяц Мавлид”, а день рождения Пророка (мир ему) - “ночь Мавлид”.

Есть хадисы, в которых посланник Аллаха (мир ему) непосредственно упоминает о своем дне рождения. Например, когда Пророка (мир ему) спросили, почему тот держит пост по понедельникам, он ответил: “Я родился в этот день и в этот день был ниспослан Коран”.

В другом хадисе Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: “Пророк родился в понедельник, получил пророчество в понедельник, вышел из Мекки в понедельник, прибыл в Медину в понедельник, аят указывавший на день его смерти, был ниспослан в понедельник, умер в понедельник”. (Сахих Муслим, II, 819; Машхад Ахмад, V, 297; Сунна Байхаки, IV, 300)

Согласно единому мнению историков и хадисоведов, Пророк (мир ему) родился 12-го числа месяца Раби уль-авваль, в так называемый “год слона”, когда войско Абрахи попыталось разрушить Каабу (см. Сура “Аль-Филь”). А точнее это произошло за пятьдесят дней до появления войска Абрахи у Мекки. А также это был 42-й год царствования персидского шаха Хосрова Ануширвана.

Этот день уже несколько веков отмечается мусульманами во всем мире. Однако известно, что во времена правления праведных халифов и Омейядов день рождения посланника Аллаха (мир ему) официально не отмечался. Но, несмотря на это, сподвижники придавали большое значение этому дню. Например известно, что некоторые сподвижники предлагали начало отсчета мусульманского календаря вести со дня рождения посланника Аллаха (мир ему).

Примечателен еще один факт, произошедший во времена правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах). После завоевания Сирии, быстро росло количество мусульманского населения. Для обучения детей были открыты новые школы и на должности назначены учителя.

Когда халиф возвращался из Дамаска в Медину, его встретила толпа местных жителей, среди которых были и дети. Это происходило в среду. Увидев среди встречающей толпы детей, Умар (да будет доволен им Аллах) объявил среду вместе с четвергом и пятницей выходными днями. Кроме этого, для детей объявлялись каникулы: во время Курбан-байрама - 4 дня, а во время “ночи Мавлид” - 1 неделя. Эта традиция соблюдалась многие века. (Абдуль-Хай аль-Каттани, ат-Таратибуль-идарийа, Бейрут, 2-е изд., II, 200)

Известно, что во II-м веке по Хиджре (VIII век) некоторые известные представители тасаввуфа во время мавлида, как и во время Курбан-байрама и Рамадан-байрама воздерживались от соблюдения поста. То есть мавлид был для них праздничным днем.

На сегодняшний день мы не обладаем точной информацией о том, кто, где, и когда начал традицию отмечать мавлид. Однако начиная с III-го века по Хиджре (IX век) практически во всех мусульманских регионах как Ирак, Хиджаз, Йемен, Хорасан (Иран), Индия, Египет, Магриб (Марокко, Тунис, Алжир) и Андалусия (Испания) распространяется традиция каждый год официально отмечать день рождения Пророка (мир ему).

Во время этих празднеств особое значение уделялось Мекке и Медине. Потому что дом, в котором родился Пророк (мир ему) - “мавлюдун-наби”, являлся главным и центральным местом начала празднеств. Этот дом находился в Мекке на улице известной в народе как “улица Мавлид”.

Позже Хаджадж ибн Йусуф - родственник посланника Аллаха (мир ему) по мужской линии, семье которого в последующем стал принадлежать этот дом, стал называть его “Аль-Бейза”.

Во времена правления Аббасидов мать халифа Харуна аль-Рашида, Хайзуран бинт Ата, выкупила дом и построила на его месте мечеть. Во время мавлида эту мечеть посещало множество людей, в “ночь Мавлид” здесь читались проповеди (вааз), делались наставления и дуа. Известный исламский богослов Али аль-Кари (ум. в 1014-м г. по Хиджре/1606 г.) в свое время лично бывал на этих празднествах в Мекке, о чем оставил свои заметки.

Самые знаменитые празднества по случаю мавлида происходили в Эрбиле. Впервые на государственном уровне их стал проводить известный правитель Эрбиля атабей Музафферуддин Гёкборю (ум. в 630 году по Хижре/1232). Сначала они проводились лишь в самом Эрбиле, а позже стали отмечаться также в Мосуле.

В этих празднествах участвовали факихи, суфии, проповедники, чтецы Корана, ученые и поэты, приезжавшие из ближних и дальних регионов. Для народа устраивались пиршества, а также оказывалась большая материальная помощь нуждающимся. Проповедники и хатибы говорили свои речи, а солдаты показывали военные представления. Музафферуддин Гёкборю, устраивавший целых 12 дней празднеств, получил признание народа и уважение среди ученых, писателей и поэтов того времени.

Также стоит отметить известные празднества мавлида в Андалусии в городах Сабте и Гранада; и в Алжире в городе Тилимсан в мечети Зайтунийа. В Андалусии эти празднества в тоже время превращались в литературные состязания. Для каждого нового мавлида писались уникальные стихотворения и касыды, которые в последующем не повторялись. Поэт, получивший первое место в состязании, удостаивался больших наград.

Позже традиция отмечать мавлид распространилась и в Османской империи. Во времена правления султана Мурада III мавлид стал праздноваться на государственном уровне и вошел в официальный протокол праздников под названием “Мавлид Алайы”.

В 1409 году турецкий ученый и мыслитель Сулейман Челеби написал книгу посвященную пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) - “Василятун наджат” (Путь спасения), которая среди простого народа получила название “Мавдид ан-Наби”. Она представляет собой классику специального жанра – мавлида - для чтения в дни этого светлого праздника, и в последующем стала очень популярной среди тюркских народов, в том числе татар.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle