• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иснад как доказательство неизменности Корана

Время чтения: 5 мин
5835

Продолжение.

Предыдущие части:

Откуда мы знаем, что Коран не был изменён?

Подробная история собирания Корана во времена праведных халифов (+ ИНФОГРАФИКА)

Сценарий Корана

Один из доводов ученых, утверждающих, что текст Корана изменялся со временем состоит в том, что мусхаф Усмана не имел никаких диакритических знаков (точек, которые отличали буквы и гласные маркировки). Буквы, которые можно было увидеть в этом мусхафе, всего лишь просто скелетная база арабских букв. Востоковеды, такие, как австралийский профессор начала 1900-х гг. Артур Джеффри, утверждают, что копия Корана, сделанная Усманом, при отсутствии диакритических знаков, сделала возможным вариативное чтение, что, следовательно, говорит о возможности появления иных смыслов. Как результат – утверждение о том, что сегодня Коран аутентичным не является.

Этот аргумент имеет много недостатков.

Во-первых, тот факт, что Усман отправил вместе с копией мусхафа чтецов, имеет огромное значение. Мы должны помнить, что основной путь передачи Корана был только устным, а письменные копии были созданы в качестве дополнения к устной декламации. Если кто-то уже запомнил аят, скелетные буквы в копии мусхафа Усмана служили лишь в качестве наглядного пособия при чтении. В качестве иллюстрации мы можем обратиться к следующей надписи, сделанной на внутренней стороне Купола скалы в Иерусалиме. Здание было построено в конце 600-х годов. Внутри здания можно найти одну из старейших каллиграфических надписей на арабском языке, написанную на том же куфическим шрифтом, что и мусхаф Османа.

Для тех, кто знаком с арабским языком и знает некоторые основные общие фразы о превосходстве Аллаха, может легко понять, что говорится в этой части надписи:

بسم الله الرحمن الرحيم لا اله الا الله وحده لا
شريك له له الملك و له الحمد يحي و يميت و هو
على كل شئ قدير محمد عبد الله و رسوله

«Во имя Бога, Милостивого, Сострадающего. Нет Бога, кроме Бога. Он один. И нет у него сотоварища. Ему принадлежит верховная власть, и только Его должно хвалить. Он дает жизнь и забирает её. Он властвует над всеми вещами. Мухаммад – слуга Бога и Его Посланник».

Также, как и этот отрывок, мусхаф Усмана может быть прочитан тем, кто знаком с арабским шрифтов и знает аяты. Таким образом, утверждение о том, что отсутствие диакритических знаков делает Коран неаутентичным ошибочно и не имеет под собой почвы.

Второй вопрос, который волнует востоковедов, связан с идеей, что при отсутствии диакритических знаков слово полностью читается неправильно. 

Однако из контекста образованный читатель легко может понять, какой именно смысл несёт данное слово. Практически невозможно заменить слово «до» словом «слон», чтобы предложение при этом имело соответствующий смысл. Хотя, конечно, в отдельно взятых случаях может произойти случайная замена одного слова другим, и текст по-прежнему имеет смысл. Но такие случаи в арабском языке очень редки. К тому же сама идея о существовании подобного случая предполагает отсутствие чтецов Корана.

Со временем, в 700-800-х гг, диакритические знаки стали добавляться в мусхафы, подготовленный во всём мусульманском мире. Это было сделано тогда, когда мусульманское общество плавно перешло от устных к письменным традициям, что позволило облегчить чтение копий Корана и устранить ошибки тех людей, которые ещё не знали аяты. На сегодняшний день почти все современные мусхафы включают диакритические знаки для облегчения чтения.

Иснад

Одним из наиболее актуальных вопросов для первых мусульман была проблема защиты святости Корана. Много раз в аятах Корана и тех словах, что произносил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), мусульманам напоминают о том, что евреи и христиане со временем испортили священные тексты, которые теперь нельзя считать подлинными. В результате, ранние мусульмане разработали систему, которая позволила оградить Коран и хадисы от изменений человеком.

Эта система получила распространение как система иснад. К примеру, к каждому хадису из сборника Бухари прикрепляется цепочка рассказчиков, которая от самого Бухари восходит в Пророку (мир ему и благословение Всевышнего). Эта цепь и есть иснад. Чтобы убедиться, что хадис не был изменён и является достоверным, нужно быть уверенным, что каждый рассказчик из цепочки передатчиков, является надёжным, имеет хорошей памятью, заслуживает доверия и является праведным человеком.

Раннее исламское общество особое внимание уделяло этой системе для определения подлинности хадисов и аятов Корана. В случае, когда появлялся человек, утверждавший, что знает аят, которого нет в каноническом тексте мусхафа Усмана, то учёные непременно смотрели на цепь передатчиков. Понятно, что тот, кто хотел подделать аяты Корана, не может связывать их с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего).

Система иснада позволила сохранить святость Корана и хадисов, поскольку такая система проверки передатчиков не давала людям изменять священный текст. Фокусируясь на надёжности цепочки передатчиков, можно было убедиться в надёжности аятов или хадисов. Зейд бин Сабит использовал в своей работе систему прото-иснада, составляя Коран в ходы халифа Абу Бакра. В последующие десятилетия именно система иснада помогла уберечь Коран от искажения.

Выводы

Эта статья не является полным исследованием истории Корана. Знания сотен людей всей исламской истории относительно святости Корана не может быть сведена к небольшой публикации в тысячу слов. Однако основываясь на тех аспектов, которые мы здесь упомянули, можно быть уверенным, что текст Корана не мог и не был изменён со времен Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и до сегодняшних дней. Тот факт, что он (Коран) был столь широко распространён в годы его жизни, гарантирует безуспешность попыток изменить слова священной книги.

Тщательная компиляция текста Абу Бакра и Усмана стала запасным вариантом на случай, если не останется людей, кто наизусть выучил Коран по времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Наконец, система иснада помогла избежать утверждений о том, что любые добавления или удаления из Корана аятов шли в обход научного процесса.

В заключении, утверждение востоковедов о том, что с течением времени текст Благородного Корана был изменён, как Библия и Тора, не имеет под собой оснований. Нет никаких доказательств, которые бы подтверждали это заблуждение.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle