• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фарисы – рыцари Востока

Время чтения: 4 мин
8352

Средние века – время, когда война была неотделимой частью политики. С помощью войны решались и внешние и внутренние проблемы. В то же время военное ремесло было уделом профессионалов, так ка военная подготовка занимала всю жизнь человека и он должен был определить в самом начале своего жизненного пути, кем он будет.

Так получилось, что в армиях арабского Халифата служили преимущественно неарабы. Коренное арабское население как городов, так и в сельской местности предпочитало заниматься торговлей и ремеслом, не задумываясь о том, чтобы брать в руки оружие даже тогда когда существовала реальная угроза военного вторжения.

Необходимость комплектовать армии заставила мусульманских правителей создавать войска из рабов-гулямов и мамелюков, а также из племен, населявших окраины исламского мира –курдов, турок, персов, берберов и бедуинов. Очень ценились рабы из Африки – абиды.  Турки и курды составляли, например, костяк армии Салах-ад-дина –победителя крестоносцев. Военачальники ценили их скромные запросы и неприхотливость. Ирония судьбы заключается в том, что этот арабский национальный герой не был арабом; он был курдом.

Во времена борьбы с крестоносцами основу армий мусульманских государств  составляла  конница – ведь и турки, и курды были кочевниками, практически рождавшимися в седле.

Конница делилась на легкую и тяжелую.

Тяжёлая конница играла в  мусульманских армиях ту же роль, что и в армии крестоносцев – рыцарская  конница.

Основным руководством подготовки фариса – тяжеловооруженного всадника были фурусийя – сочинения, в которых содержались описания базовых навыков, которыми должен был владеть такой воин.

Он должен был уметь ездить как в седле, так и без, уметь управлять конем в ходе боя,  владеть копьем и мечом. В курс обучения входила стрельба из лука на скаку. Обученный воин должен был уметь выпустить пять стрел за 2,5 секунды и попасть в метровую мишень с расстояния 75 метров. Фарисов учили использовать складки местности и форсировать реки.

Кроме этого особое внимание уделялось дисциплине: воин должен был повиноваться командирам и стойко переносить все невзгоды и тяготы своей службы.

Кроме этого в рамках своей подготовки воины должны были обязательно принимать участие в конных играх и охоте, которая считалась важнейшим элементом для выработки навыков ведения войны.

Несмотря на то, что фарисы были кавалеристами они также проходили подготовку для ведения боя в пешем строю, ибо как говорилось в фурусийя « в одних случаях пехота превосходит конницу, а в других случаях конница превосходит пехоту». Фарисов учили правильно подбирать оружие и экипировку.

В одной из самых популярных фурусийя «Сиясат-Нама» содержатся также наставления по тактике и стратегии, управлению армией. Согласно  ей полный курс подготовки фариса занимал восемь лет.

В отличие от европейских рыцарей фарисов учили обходиться без оруженосцев и самостоятельно подготавливать оружие, снаряжение и коней к бою.

Основой морального кодекса фариса были правила ведения войны – сияр. Они включали в себя правила объявления войны и заключения мира, подчинения начальникам, соблюдения обещаний, правила обращения с мирным населением.

Служба в войсках была оплачиваемой. Командиры получали гораздо больше рядовых солдат, и в добавку к жалованию имели участки земли в качестве дополнительного дохода.

Оружие и снаряжение выдавались из арсеналов, но воины-профессионалы предпочитали покупать себе экипировку сами, так как только индивидуальная подгонка гарантировала стопроцентно успешное использование оружия и защитного снаряжения. Стоимость кольчуги начиналась от  стоимости «двух баранов осенью» и могла доходить до размера годового жалования воина. Лошадь стоили как три верблюда. Чистопородные кони могли стоить и 200 верблюдов.

Добыча в виде трофеев на поле битвы раздавалась тем воинам, которые не получали жалования.

В ходе борьбы с крестоносцами фарисам часто приходилось сталкиваться в сражениях со своими антиподами – европейскими рыцарями.

Самым известным столкновением фарисов и рыцарей стало сражение при Хаттине 3 июля 1187 года, когда объединенная армия крестоносцев, насчитывавшая по некоторым данным около 50 тысяч человек, под предводительством короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна была разгромлена войсками  под предводительством султана Салах-ад-дина. При этом сам король и множество его приближенных попали в плен.

Еще одной битвой, где победа была достигнута благодаря действиям тяжелой конницы, является битва при Айн Джалуте, когда  армия египетских мамлюков под командованием султана Кутуза и эмира Бейбарса разгромила монгольское войско, которым руководил один из приближенных монгольского хана Хулагу Китбука-нойон.

Бейбарс ложным отступлением завлёк Китбуку в засаду, где на него с трёх сторон ударили мамлюки. Монгольская армия потерпела поражение, Китбука попал в плен и был казнён.

Профессиональные мусульманские армии существовали, прежде всего, благодаря тому, что на Ближнем Востоке в отличие от средневековой Европы были  развитые рыночные отношения, что позволяло правителям мусульманских стран  иметь в своем распоряжении значительные деньги, на которые и нанимались воины-профессионалы.

Европейские же рыцари кормились и покупали оружие и снаряжение на доходы от своих земельных владений, размер которых  зависел от  урожайности их земель. В случае недорода рыцарю, по сути, не на что было экипироваться и он зачастую отказывался от участия в походе.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle