• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В Казани планируется впервые написать Коран от руки

Время чтения: 7 мин
1978

Как собирался первый Коран? Когда появилась необходимость собрать аяты воедино и издать в формате книги? Кто стал первым человеком, записавший Коран из аятов, ниспосланных пророку Мухаммаду (с.а.с.) Самим Всевышним Создателем через ангела Джибраиля (а.с.)? На эти вопросы ответил муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин в рамках стартовавшего в стенах Казанского университета лектория «К вопросу о сборе аятов…»

Муфтий Татарстана: «Работа над Кораном никогда не должна останавливаться»

«К сожалению, есть востоковеды, которые сеют в умах и сердцах верующих людей мысль о том, что не все аяты сохранились до нашего времени, выражают сомнения в методологии собрания текста Священного Корана, говорят о наличии разногласий в кырыатах. Такие вопросы встают, когда человек не знает всю историю собрания аятов воедино», – обратился к слушателям муфтий.

Как он отметил, первое, с чего начался кропотливый процесс собрания Корана, – заучивание его самим Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Мы помним, что Коран приходил отдельными аятами в соответствии с какими-либо событиями, приходил, как выразился муфтий, словно падают звёзды – аят за аятом.

«Затем каждый год на землю спускался Джибраил (а.с.), которому Пророк (с.а.с.) прочитывал ниспосланный Коран. Такое происходило для того, чтобы проверить правильность текста, чтобы ушли отменённые аяты, чтобы аяты располагались по порядку, не было ошибок. Сегодня этот обычай в некоторых странах сохраняется и называется мукабалля. Речь идёт о том, когда в месяц Рамадан хафиз перед джамаатом читает Коран наизусть», – рассказал Камиль хазрат. В последний год жизни посланника Аллаха (с.а.с.) подобная вычитка прошла два раза.

Скачиваем вместе: Приложение «Коран «Казан басма» стало доступно для Android

Следующим этапом в истории собирания Благородного Корана является заучивание текста сподвижниками пророка (с.а.с.). Всё, что ему ниспосылалось от Творца через ангела Джибраиля (а.с.), он прочитывал сподвижникам, а те запоминали и обучали друг друга.

Среди них было много известных хафизов – Усман ибн Аффан (р.а.), Али ибн Абу Талиб (р.а.), Абдуллах ибн Мас’уд (р.а.), Зайд ибн Сабит (р.а.) и другие. Были в числе знатоков Корана и матери правоверных – Айша (р.а.), Хафса бинт Умра (р.а.), Умм Саляма (р.а.).

Как собирался Коран?

«После этого последовала запись самого Корана, собрание аятов в единый текст. Причиной тому стало ужасное для мусульман событие в годы правления Абу Бакра (р.а.). Предпосылкой сбора записей Корана стали войны с вероотступниками, в ходе которых погибало немалое количество сподвижников, в том числе и знатоков Корана. В одной только Ямаме в битве против лжепророка Мусайлимы погибло более 70 хафизов Корана», – обратился к истории муфтий Татарстана.

Справедливости ради стоит сказать, что и при жизни Пророка (с.а.с.) были те, кто записывал аяты. Таких людей называли писцами Откровений.

Каждый раз, когда посланнику Аллаха (с.а.с.) приходило откровение, он читал своим сподвижникам Коран, а они записывали ниспосланные аяты на то, что было под рукой. Это могли быть кусочки кожи, деревянные доски, белые тонкие камни, кусочки одежды и некоторые виды костей. Сподвижники переписывали аяты друг у друга.

«Достоверно известно, что Умар (р.а.) принял ислам, когда он прочитал начальные аяты суры «Та Ха» у своей сестры», – добавил Самигуллин.

Почему же при жизни Пророка (с.а.с.) не начался процесс сбора Корана в единую книгу? Всегда была возможность, пока жив Мухаммад (с.а.с.), что будет ниспослан новый аят, может быть отменён другой. После ухода посланника Аллаха (с.а.с.) остались сотни знатоков Корана – хафизы, чтецы Корана.

Большая часть их изучала Благородный Коран из уст самого Пророка (с.а.с.), ему же читали по памяти аяты. Они выучили последовательность аятов по тому порядку, которому их учил Пророк (с.а.с.). В этом порядке они и сохраняли текст, в такой последовательности он дошёл и до нас.

«Если мы обратимся с вами к истории, то обнаружим, что нет ни одного великого учёного до революции, который бы не знал наизусть текст Священного Корана. К примеру, Шигабутдин Марджани каждый день повторял по 3 джуза Корана (60 страниц), а Галимджан Баруди получил в Египте иджазу на преподавание Корана, удостаивался похвалы. Праведные предки не преподавали фикх, не преподавали хадисы или право, пока ученик не выучит весь Коран. В те годы было много хафизов, поэтому не было особой нужды собирать его в единую книгу», – подытожил муфтий.

Из истории собрания аятов в единый Коран

В связи с гибелью хафизов при Ямаме Умар (р.а.) обратился к Абу Бакру (р.а.) с предложением собрать Коран воедино. Сначала Абу Бакр (р.а.) отказывался от данной идеи. Однако по итогам длительного совещания, он принял предложение Умара (р.а.).

Миссию по сбору Корана было решено поручить Зайду ибн Сабиту (р.а.). Кандидатура Зайда (р.а.) была самой подходящей для выполнения этой задачи, ведь он был одним из хафизов и писарей Корана. Его отличала здравость рассудка и сообразительность. Не менее важным условием было наличие таких качеств, как правдивость и честность, которые в Зайде (р.а.) проявлялись в полной мере.

Из хадисов Бухари известно, что Зайду (р.а.) не понравилась идея халифа: «Как ты хочешь заставить меня делать то, чего не делал сам Пророк? На что Умар ответил ему: «Клянусь Аллахом, это благо». Он объяснял ситуацию, пока в моём сердце не появилось успокоение, и я не согласился» (Бухари). О высоких нравственных качествах Зайда (р.а.) можно судить и из его слов, которыми он встретил груз ответственности, возложенной на него: «Клянусь Аллахом, если мне поручили бы нести гору, то это не было бы сложнее, нежели сбор Корана».

В процессе сбора аятов Зайд (р.а.) установил ряд правил. Создав и возглавив комиссию, Зайд (р.а.) собрал хафизов, сахабов, которые выучили Коран на слух из уст самого Пророка (с.а.с.). Он не довольствовался заученными аятами, а искал письменные свидетельства. Ни от одного из знатоков Корана он не брал аят, пока тот не предоставит его письменную фиксацию и двух свидетелей.

«В связи с этим хочется напомнить вам одну ситуацию. При собрании Корана воедино из аятов, Зайд (р.а.) столкнулся с тем, что не смог найти последние аяты суры «Тауба». Да, аяты наизусть из этой суры знали все, но вот записанными они были только у одного – Хузайфы (р.а.). Здесь проявилось чудо Пророка (с.а.с.): была ситуация, когда Пророка (с.а.с) обвинили. Тогда Хузайфа (р.а.) вступился за Мухаммада (с.а.с), который ответил сподвижнику: «Твоё свидетельство считается за свидетельство двух человек». Для чего это дуа было нужно? Чтобы через много лет после смерти Пророка (с.а.с.) только он был источником одного аята. Таким образом, все правила были соблюдены», – объяснил Камиль хазрат Самигуллин.

Это интересно: «Казан басмасы». История одного Корана

Таким образом, Зайд (р.а.) избрал идеальную методику, в корне исключающую искажение Корана или его утерю. Будучи сам хафизом Корана, он послушал и других хафизов и сверил прочие записи с теми записями, которые хранились у сподвижников. Так весь Коран был письменно зафиксирован и устно сохранён. Оставалось только создать из этого единый свод Корана, который будет храниться не вразброс, а в одной рукописи. Этой рукописью стали свитки, в последующем получившие название «Свитки Абу Бакра».

Так и появилась книга. Для неё была сделана специальная кожаная обложка. Сначала первый экземпляр хранился у Абу Бакра (р.а.). После его смерти – у Умара (р.а.), а потом у его дочки Хафсы (р.а.). Уже при Усмане (р.а.) Коран был переписан и размножен. Вместе с каждым экземпляром Корана, отправленного людям, был послан и учитель, который должен был обучать людей чтению Корана.

 

Завершая свою лекцию, муфтий Камиль хазрат отметил, что в Татарстане есть три хафиз-курра – хафизов Корана, владеющих 7 иди 10 кырыатами.

В Казани планируется впервые написать Коран от руки

Также Камиль хазрат поделился ближайшими планами Духовного управления: «Мы восстановили мусхаф Корана, написанный старым казанским шрифтом, собрали его в соответствии с мировыми стандартами. Планируется пустить его в печать в преддверии 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией. Также у нас стали появляться хаттаты, каллиграфы, с которыми мы разрабатываем стандарты и методологию. Хотим впервые в Казани написать Коран полностью от руки. Пока всё это на стадии обсуждения, согласования. Однозначно работа с Кораном, служба Корану не должна останавливаться», – подытожил муфтий.

Любимые суры пророка Мухаммада ﷺ
Лучший из людей, пророк Мухаммад ﷺ имел особое, трепетное отношение к слову Всевышнего, зафиксированное в аятах Благородного Корана. Какие суры и аяты Корана имели особый смысл для посланника Аллаха ﷺ?
18.06.2021
9802

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle