• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Выставка, посвящённая первому демократически избранному российскому муфтию

Время чтения: 4 мин
3070

«Долг каждого – иметь свои свободные, незаимствованные взгляды, не лицемерить и беречь величие веры».

Сегодня в стенах Музея исламской культуры открылась выставка, посвящённая деятельности первого демократически избранного российского муфтия Галимджана Баруди, которому в этом году исполняется 160 лет.

Экспозиция позволяет раскрыть личность Баруди через его письма и дневники, редкие фотографии и документы, в которых отражается его работа как татарского педагога и богослова, политического и общественного деятеля.

На торжественном открытии присутствовал заместитель муфтия, имам-хатыйб мечети Кул Шариф Ильфар хазрат Хасанов.

Учебные пособия и номера журнала «Ад-дин ва аль-адаб» («Вера и нравственность»), личный дневник муфтия, часть его бесценных трудов – всё это позволяет проследить острые дискуссии, в которых принимал участие Баруди и которые волновали общество того времени. Редкие фотографии и документы (свидетельства, прошения, письма) из фондов Государственного архива РТ позволят проследить значимые события жизни ученого.

Сама выставка показывает нам Галимджана Баруди как большого библиофила: некоторые из 4300 книг, подаренных муфтием молодой Татарской республике в 1920 году, впервые презентованы в рамках открывшейся экспозиции. На полях этих книг есть интересные комментарии, которые ученый оставлял при чтении.

Отдельный интерес представляют рукописи его дневников. В них он не только фиксирует события: встречи, проповеди, беседы – но и делится с читателями своими мыслями о проблемах мусульманского сообщества, о знаковых событиях, в центре которых он оказывается.

Также в течение действия всей выставки посетители смогут насладиться документально-художественным фильмом, снятым по инициативе руководителя отдела дагвата ДУМ РТ Нияза хазрата Сабирова о личности Баруди.

Баруди отдал свою жизнь во имя идеалов Ислама, внеся неоценимый вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа. Видный общественно-политический деятель, богослов, выдающийся педагог-реформатор, просветитель, крупнейший представитель джадидского движения. Он с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учебе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже будучи юношей, Баруди начинает задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.

Затрагивая женский вопрос, татарский просветитель и реформатор говорит о важности религиозного обучения женщин и пересмотре позиции общества в вопросе посещения женщинами мечетей. Он призывает оставить традицию, заимствованную из Средней Азии, где женщинам запрещают ходить в мечети. Не надо препятствовать женщинам в их стремлении посещать мечети для совершения коллективных молитв и получения знаний. В статье «Намаз женщин в мечети» он пишет: «Если женщина придет на коллективный намаз, увидит намаз, соответствующий сунне, услышит исполненное по всем правилам чтение Корана, искренне совершит намаз и обратится к Господу в особой возвышенной воздействующей атмосфере мечети, вдобавок добавит к этому прослушивание хорошей проповеди, и все это в наше время, когда распространены невежество и безнравственность, то, без сомнений, все это принесет множество благ. У них усилятся религиозные чувства, упрочится вера и нравственность».

За короткие сроки Баруди смог вывести мусульманскую школу на путь прогресса, превратив процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа. В нем глубоко было заложено убеждение, что любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.

Баруди стремился к общедоступности просвещения и образования. Особого внимания заслуживает открытие Галимджаном Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Среди них можно было найти труды религиозных деятелей и мыслителей ислама как в оригинале, так и в переводах с комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала на тот момент 4288 томов, Татарской АССР.

Также сегодня состоялась интеллектуальная викторина, в которой приняли участие студенты медресе «Мухаммадия», Казанского исламского колледжа, медресе имени 1000-летия принятия ислама, Российского исламского института.

По итогам викторины первое место заняли девушки медресе «Мухаммадия». Второе досталось парням из РИИ. Третье место - парни из "Мухаммадии".

 

 

 

 

 

 

 

 

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle