• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мухлиса Буби: первая женщина-казый России

Время чтения: 4 мин
7512

Ислам утверждает, что все люди — мужчины и женщины — сотворены из одной души. Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души» (Сура «ан-Нисаа», аят 1). Это значит, что мужчина и женщина совершенно равны и ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим. А почёт, который Аллах даровал человеку в следующем аяте: «И Мы даровали сынам Адама почёт» (Сура «аль-Исраа», аят 70), — оказан одинаково и мужчине, и женщине. А когда в Коране упоминается человек или сыны Адама, то имеется в виду и мужчина, и женщина.

Никто не будет спорить, что немалый вклад в развитие ислама внесла женщина, особенно на территории нынешнего Татарстана. Одним из таких примеров можно назвать Мухлису Буби, просветителя из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Татарстана) и первую в России женщину-казыя.

Более двадцати лет она занималась женским образованием, после чего стала членом Духовного управления мусульман (1917-1937).

Такое направление деятельности Мухлисы неудивительно – будущая шариатская судья родилась в семье муллы и дочери имама и мударриса деревни. Девочка и двое ее братьев – Губайдулла и Габдулла – воспитывались в мусульманских традициях, с детства их приучали к труду и учению.

После неудачного брака с муллой, Мухлиса возвращается домой, в семью. Одновременно с этим событием братья приступают к преобразованию мужского медресе в новометодное медресе. Реорганизация коснулась и женской школы. Подобного очага просвещения в то время не было больше не только на территории Татарстана, но и по всему миру. 

Делом всей жизни Мухлисы абыстай стало обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества. За десять лет вся семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа. Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.

То, что воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры является одним из самых главных условий, способствующих преодолению отсталости и обеспечения прогресса нации, отмечали и браться Мухлисы Буби. Однако первая же проблема, с которой столкнулась семья Буби, – отсутствие кадров для обучения девушек. Тогда братьями было принято решение подготовить сестру и своих жен к предстоящей работе в женской школе.

Параллельно с подготовкой к предстоящей работе, Мухлиса изучала богословские науки по программе мужского медресе под руководством братьев. К 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение. Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что ее начали называть «мулла-абыстай».

Если говорить об учебной программе медресе, то в число основных предметов вошли вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика. Помимо этого преподавались такие дисциплины, как арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие. В 1905-1908 годы при школе начинают открываться педагогические училища, разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Безусловно, эти свидетельства были официальным документом, признаваемым административными органами России.

После закрытия в 1912 году женской школы, Мухлиса с дочерью Мунжией переезжает в Троицк, где открывает начальную школу для девочек. Убедив местных мурз в необходимости женского педагогического училища, Мухлиса сама же и становится его директором.

Однако это далеко не единственный вектор общественной деятельности Мухлисы Буби. Она принимала участие на I Всероссийском мусульманском съезде, который проходил в Москве с 1 по 11 сентября 1917 года. Там она и была избрана в качестве кади Центрального духовного управления мусульман. На этой должности она переизбиралась в 1920, 1923, 1926 годах. В основном Мухлиса разбирала судебные иски от мусульман, руководила семейным отделом ЦДУМ, вела метрические книги. Помимо этого женщина была регулярным автором ряда статей по женскому вопросу в таких газетах, как «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт» и журналах «Сююмбике» и «Ислам маджалласы».

Главной идеей всей ее работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своей статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».

Если говорить о том, что понимала Мухлиса Буби под ключевыми обязанностями женщин, то в первую очередь это сохранение религиозных обычаев, сохранение языка. Немало внимания абыстай уделяла и обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три части (детство, отрочество, юность), дает каждому из них подробную характеристику, объясняя с позиций ислама все обязанности родителей по отношению к детям.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle