• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что общего у мечети Марджани в Казани и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

Время чтения: 11 мин
4350

Все сохранившиеся казанские каменные мечети прошлого проектировались «приглашенными» архитекторами, что породило уникальный стиль татарских мечетей, не похожих на традиционные восточные. Они являются единственными монументальными памятниками татарской архитектуры, дошедшими до наших дней.

Чем вдохновлялись русские архитекторы при постройке татарских мечетей, и как на это влияли их заказчики? Как менялся вместе с эпохами стиль мечетей, и как они вписывались в светский ландшафт? Что общего у Бурнаевской мечети и Богоявленского собора, у «Аль-Марджани» и Зимнего дворца, готических дворцов и Закабанной мечети? Какие функции выполняли мечети после революции? Ответы на эти и многие другие вопросы получили участники экскурсии, организованной в рамках проекта «Казань глазами инженера».

Мечеть Марджани, Апанаевская, Галиевская, Сенная, Бурнаевская, Азимовская и Закабанная мечети – именно так выглядел маршрут, по которому отправились участники экускурсии.

Что характерно, все мечети в Казани находятся под углом к красным линиям улиц. Это связано с тем, что для Казани Кааба расположена немного под углом. Еще одной особенностью архитектуры татарских мечетей является расположение минарета на крыше. Все мечети располагаются на небольшом возвышении: когда есть овраг рядом, когда само религиозное сооружение на пригорке, возвышаясь над соседними постройками. Все это делалось для того, чтобы мечеть было видно со всех сторон.

Стоит отметить, что большая часть татарских мечетей строились как соборные. «Первая соборная», «Старокаменная», «Юнусовская», «Аль-Марджани» - все это различные названия одного и того же мусульманского религиозного сооружения, одной из древнейших мечетей в городе, построенных после покорения Казанского ханства.

Первое упоминание о строительстве мечети встречается в 1767 году, когда губернский центр посетила Екатерина II. Она приняла представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане жаловались на то, что пожар в 1749 году и несправедливые действия местных властей лишили их права выполнять свои религиозные обязанности. Члены делегации, богатые купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, которая распространяла политику веротерпимости, повелела не чинить препятствия татарам в строительных работах первой каменной мечети.

Первую каменную мечеть возводили всем миром. Завершилось строительство мечети «Марджани» в 1771 году. Такая поспешность при строительстве была обусловлена желанием как можно скорее применить доброту императрицы на деле.

Об этом говорится и в записях Каюма Насыйри: «…когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Долгое время после завершения строительства и открытия дверей мусульманского храма мечеть Марджани являлась центром духовной жизни татарского народа. Свою роль сыграло в этом и географическое местоположение религиозного сооружения – мечеть находится в самом центре, духовной и историческом, столицы Татарстана – на территории Старо-татарской слободы.

Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трехъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. В 1861 году на средства И.Г. Юнусова с северной стороны был сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина.

Мечеть имеет золоченые наконечники с полумесяцами на минарете и малых архитектурных элементах, белую окраску стен, крыши зеленого цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зеленого, золотистого цветов и позолоченными растительными орнаментами.

Минарет мечети расположен на зеленой четырехскатной крыше, что характерно для татарского зодчества. Мечеть Марджани выстроена в стиле российского провинциального барокко, но строившие ее татарские мастера сумели гармонично сочетать его с древними булгарскими мотивами в украшении михраба и капителей. О строителях мечети Марджани свидетельствует плита с надписью: «Абу-Бекр сын Ибрагима, Якуп сын неизвестного, Муртиза сын Юсуфа и Исхак сын Измаила». Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З. Султана на участке неправильной формы углом к уличной застройке.

В 1768 году началось строительство Апанаевской мечети. Годом раньше начали возводить мечеть Марджани (1767). В 1769 году была готова Апанаевская мечеть, на следующий год – Марджани. Если последняя строилась на деньги мусульманской уммы, то Апанаевская – на деньги купцов. Отсюда и возникло ее второе название – Байская. Основную часть прихожан составляли люди состоятельные, интеллигентные.

Изначально мечеть была однозальной с восьмигранным минаретом. В декоре религиозного сооружения можно было найти элементы русского «московского» барокко и татарского декоративного искусства. В 1872 году по проекту архитектора Романова возводится двухэтажный пристрой с северной стороны. В 1882 – вокруг мечети вырастает кирпичная ограда и одноэтажная лавка. Годами позже лавка расширяется – возникает второй этаж.

К сожалению, и эта мечеть на территории Татарстана не избежала закрытия – 6 февраля 1930 года двери Апанаевской мечети закрылись для верующих. В советское время минарет и михраб были разрушены, а в здании расположился детский сад. Лишь спустя несколько десятков лет, в 1995 году, мечеть была отдана медресе «Мухаммадия». В 2007 году началась реставрация.

Одна из недавно отреставрированных и открывших вновь свои двери мечетей – Пятая соборная, Галиевская мечеть получила название по фамилии семьи Галиевых. Галимджан Галиев, имам-хатыб, служивший здесь с 1882 по 1917 год, основал при ней медресе «Мухаммадия». Оно стало центром религиозного и светского образования для татар, башкир, казахов и других мусульманских народов

Строительство мечети началось в 1798 году на деньги Мусы Мамяшева. В 1801 году работа над храмом была закончена, и поначалу народ называл ее мечетью Мусы-бая. Но большую часть XIX века храм ассоциировался отнюдь не с меценатом, а с династией священнослужителей Сагитовых. Первым среди них был Сагит бин Ахмед, в 1810-м открывший приходское медресе. Здесь же служили его сыновья.

В 1882 году купец Ибрагим Уразаев помог соорудить пристройку с южной стороны здания. И в том же году у имам-хатыба Мухамет-Юсуфа Сагитова появился новый помощник Галимджан Галиев (Баруди). Его отец, промышленник Мухаметзян Галиев, давно уже играл важную роль в развитии мечети. В 1897 году он и другой купец, Исмагил Иманкулов, расширили ее с северной и южной сторон, у храма появились многоскатная крыша, новый трехъярусный минарет и восьмигранная башенка.

Отец и сын учредили медресе «Мухаммадия», что сделало Галиевскую мечеть центром татарского образования и культуры. Здесь на европейском уровне преподавали языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России и тюркских народов. В медресе работали харизматичные преподаватели Абубекир Терегулов, Саид-Гирей Алкин, Юсуф Акчура. Учились за партами, с картами и наглядными пособиями, преподаватели читали лекции с кафедр, студенты жили в общежитиях – даже в императорских университетах подобное было относительным новшеством.

Мечеть окончательно закрылась в 1931 году, лишилась минарета и башенки, ее подвергли серьезной перепланировке. Долгое время здесь была гостиница. Это одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.

22 декабря 2015 года после реставрации состоялось торжественное открытие Галиевской мечети. В мероприятии принял участие  Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. В торжестве также приняли участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, все заместители председателя ДУМ РТ, имамы Казани и районов республики.

Среди некогда по-восточному шумного Сенного базара была построена одна из самых крупных казанских каменных мечетей ХIХ века – Сенная, она же Базарная. Сейчас она известна как Нурулла. На базаре, в самом средоточии общественной жизни, куда с раннего утра собирались мусульмане со всех ближних деревень, чтобы торговать, узнавать новости и обсуждать важные вопросы, мечеть была просто необходима: татарам требовалось удобное место для совершения ежедневных намазов.

Эта мечеть имеет множество аналогий в городах Востока. Многоугольник с купольным, овальным в плане, центральным залом, выделенными монументальными аркадами, обширные плоскости неоштукатуренных стен, витиеватые рельефные арабески и затейливые витражи окон — такой образ здания мечети, по мнению Нияза Халитова, навеян одной из главных религиозных святынь исламского мира — храмом Куббат ас-сахра (мечетью Скалы) в Иерусалиме (VII век). Купол же побуждает нас вспомнить о другой эпохе — об османских купольно-базиличных мечетях ХVI-ХVII веков. А чего стоит отдельно стоящий перед зданием трёхъярусный минарет, в основании которого находится стрельчатая арка входа, соединяющаяся с мечетью крытым коридором!

Место для строительства мечети было выбрано не случайно. Важное место в формировании облика исламских культовых зданий Казани и регионов массового расселения мусульман во второй половине XIX–начала XX вв. специалисты мусульманской монументальной архитектуры отводят джами мечети на Сенной площади.

В 1872 году на месте уничтоженной огнем деревянной мечети купец Мухаметсадык Бурнаев, торговец пушниной, решил возвести каменный мусульманский храм, ставший позднее Бурнаевской мечетью. Он возвел на этом месте одноэтажную мечеть из красного кирпича: за исполнение проекта отвечал архитектор Петр Романов, а за минарет, выстроенный в 1895 году, – казанский епархиальный и губернский зодчий Федор Малиновский и губернский инженер Лев Хрщонович.

В оформлении мечети использованы элементы средневековой татарской, русской и восточной архитектуры. Она решена в эклектичном стиле, основанном на смешении классических приемов. Подобная причудливость исполнения была характерна для мечетей того времени, построенных по проектам архитекторов-немусульман. Минарет отдаленно напоминает колокольню Богоявленского собора, а декор, напротив, вдохновлен национальными орнаментами.

Когда-то на месте Азимовской мечети стоял старый деревянный мусульманский храм для рабочих мыловаренной промышленности. В 1851 году один из самых богатых купцов прихода Мустафа Азимов выстроил вместо него новую деревянную мечеть с минаретом. В 1887 году его сын Муртаза Азимов построил каменное и более просторное здание.

18 марта 1887 г. казанский мещанин Шагиахмет Иксанович Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством "о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет".

Религиозное сооружение было построено в формах эклектики национально-романтического направления и представляет собой одноэтажную двухзальную мечеть-джами с минаретом высотой 51 м над входом. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского востока. К сожалению, сегодня Азимовская мечеть находится на реставрации.

Закабанная мечеть, ставшая финалом экскурсии, имеет непростую историю. Еще одно ее название глубоко символично – «Имени 1000-летия принятия ислама». Это была первая мечеть, построенная в Советское время (1926 год) с личного разрешения Иосифа Сталина, бывшего в то время наркомом по национальным вопросам. Решение о постройки Закабанной мечети было принято в рамках обсуждения 100-летия принятия ислама Волжской Булгарией на Съезде мусульман, который вел Ризаэтдин Фахретдин, бывший на тот момент муфтием ЦДУМ. Постройку религиозного сооружения доверили русскому архитектору Печникову, который в самом оформлении фасада, в каждой детали мечети отразил историю принятия ислама.

Напомним, что все мечети располагались на берегу озера. Тогда озеро Кабан было чистым. Стояли плоты из бревен, где мужчины брали тахарат и сразу же шли в мечеть читать намаз.

Просуществовала она недолго – уже в 1930 году религиозное сооружение закрыли. Вновь Закабанная мечеть открыла свои двери для прихожан лишь в 1991 году.

Ранее у мечети было три входа, причем для мужчин и для женщин вход был раздельным (такое строгое разделение характерно именно для татарских мечетей). Мечеть представляла собой двухэтажное здание колонного типа. В мужском зале произвели небольшую реконструкцию – снесли имеющуюся опору и возвели шесть столбов, символизирующих шесть столпов имана (вера в Аллаха, в ангелов, в Писание, в Пророков и посланников, в конец света и Судный день, в предопределение). На втором этаже молились женщины.

В сравнении с остальными казанскими мечетями, где минареты выполнены в пикообразном стиле, здесь минареты полукруглые, что показывает принадлежность к багдадскому стилю. Через минарет Печников отобразил, откуда ислам проник на территорию Татарстана. Наличие стрельчатых окон относится к переходному периоду. В годы Великой Отечественной войны минарет мечети был разрушен, его место заняли пулеметно-зенитные установки.

Закабанная мечеть, или мечеть имени 1000-летия принятия ислама, была третьей мечетью в Казани. Именно в ее стенах появилась первая исламская типография, был напечатан первый тафсир Корана.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Фото: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle