• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Церковь в Крыму снова стала мечетью

Время чтения: 3 мин
3505

Феодосия – исторический город, расположенный на юго-востоке Крымского полуострова, на Черном море. Ее история берет свое начало 2500 лет назад, по мнению исследователей и историков.

Между 13 и 15 вв. Феодосия называлась Кафа, а ее порт был одним из самых важных торговых центров не только в Крыму и Черноморском бассейне, но и в мире, потому что он соединял Восточную Азию и Индию с Западной Европой. Исследователь истории Крыма Амин аль-Касим говорит, что известный арабский путешественник Ибн Баттута, который посетил Феодосию в 1377 году, описал ее так: "Мы приехали в город Кафа. Этот город является большим и тянется вдоль берега моря. Мы прогулялись по городу и увидели в нем хорошие рынки,  когда мы пошли вниз к морю, мы увидели удивительный порт, в котором было около двухсот маленьких и больших кораблей. Этот порт является всемирно известным портом".

Ибн Баттута отметил, что около 80 тысяч мусульман проживали в Феодосии и составляли большинство, а сегодня в ней проживает 70 тысяч человек, в основном русские и украинцы, количество мусульман не превышает 5%.

Мечеть-сирота

Мечеть в городе Феодосии является одним из самых известных национальных памятников города. Эта мечеть для татар-мусульман в Крыму, число которых по некоторым оценкам составляет около 500 тысяч человек, является символом идентичности и аутентичности исламского присутствия в регионе, который был областью в составе Османского халифата.

Некоторые историки называют эту мечеть «мечеть-сирота», потому что эта единственная оставшаяся древняя мечеть в городе.  По мнению исследователей и историков, в Феодосии было около 70 мечетей, 28 церквей и две синагоги.

Амин аль-Касим описывает мечеть, как самую большую мечеть в Крыму, строительство которой началось в 1623 году, и было завершено в 1638 году. Она построена в османском архитектурном стиле, подобно мечетям в турецком городе Стамбуле, и раньше называлась "мечеть муфтия".  Он добавил, что «мечеть построена в круглой форме, из белого и красного камня, она имеет один минарет, который находится в западной ее части. Мечеть является единственным исламским символом, сохранившимся в городе Феодосии".

Аль-Касим также отметил, что знаменитый турецкий путешественник Улья Шальби посетил Феодосию в 1665 году, после чего описал красоту мечети и ее двери, а также записал надписи на стенах мечети, написанные на арабском языке.

Уничтожение памятников архитектуры

В течение последних двух столетий мечеть Феодосии подверглась нескольким попыткам уничтожения ее исламской архитектуры и изменения ее идентичности - при царской России и коммунистическом режиме Советского Союза.

По словам аль-Касима, большая часть здания мечети была уничтожена поэтапно, последний раз это произошло в 1834 году, а затем были искажены многие ее исламские надписи. В 1872 году мечеть превратилась в православную церковь имени св. Александра Невского. Эта церковь была разрушена в тридцатые годы двадцатого столетия, чтобы превратить ее в католическую армянскую церковь.

Так как здание мечети выглядело как исламское здание, советские власти решили в 1975 году восстановить ее. После ее восстановления, некоторые особенности исламской архитектуры, которые были уничтожены ранее, были возвращены, а некоторые церковные дополнения были удалены.

Несмотря на все это, мечеть оставалась археологическим музеем, в котором мусульманам не позволялось выполнять свое поклонение до 1998 года. В 1998 году, через семь лет после распада Советского Союза и объявления независимости Украины, она стала называться мечетью, и мусульмане начали совершать в ней пятничную молитву, а затем и пятикратную ежедневную молитву. В настоящее время она принадлежит Духовному управлению мусульман Крыма.

По словам муфтия, директора организации по хаджу Амира Али Аблаева, мечеть Феодосии стала свидетелем эпохи, включающей в себе различные моменты уничтожения и преследования. Мечеть была и является другом татар в трудных моментах, подчеркнул он, она по-прежнему является ориентиром, куда приходят татары. Она призывает их придерживаться своей религии и своей идентичности, независимо от того, какие великие испытания претерпел татарский народ.

Источник Al Jazeera

Перевод: Islam-Today.ru 

Социальные комментарии Cackle